Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 13

Методический анализ других сборников задач

Так как сборник задач, рекомендованный Министерством образования, не полностью соответствует программе и не содержит на все разделы необходимые задачи, то, конечно, учителя прибегают и к другим пособиям. Чаще всего это «Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы» А.П.Рымкевича различных годов издания (в большинстве случаев 1987 г).

Это пособие является достаточно компактным, и в тоже время охватывает основные разделы физики, изучаемые в школе. Здесь можно отметить значительное разнообразие задач, как по содержанию, так и по способу решения и не только к одной конкретной теме.

В качестве примера рассмотрим главу №13 «Механические колебания» (задачи № 934 – 977). С самого начала прослеживается четкое деление задач на уровни сложности, а также взаимосвязь между ними. Выделяются следующие виды задач: по характеру требований – на нахождение искомого; по содержанию – абстрактные (№ 964, 966), ситуативные (№ 946, 948, 949), по характеру формулировки – текстовые; на основе графиков (№ 945, 935), по способу решения – качественные (№ 938, 944, 953, 971, 973, 974, 977), количественные (№ 946, 947, 949, 950, 957, 968).

По дидактическим целям эти задачи можно разделить на две категории: тренировочные (стандартные) и познавательные. Тренировочные задачи рассматриваются вначале раздела, так как они помогают усвоить и проверить основные физические законы и формулы по данной теме, а познавательные – предложены во второй части раздела, что помогает способным ученикам увидеть не только механизм применения данных законов, но и посмотреть применение в повседневной жизни и на производстве. Тем самым ученикам дается возможность осознать сущность данных физических явлений. К примеру, возьмем задачи № 972: «Подвесьте на нити массивный груз и раскачайте его дуновением. Объясните явление» и № 973 «Как раскачать стрелку заряженного электрометра, не имея заряженного тела? Проверьте на опыте и объясните явление». То есть при помощи этих задач автор хочет, чтобы ученики поставили опыт, который смогли бы, потом объяснить на основе полученных знаний, тем самым способствуя развитию логического мышления у учащихся и умению делать умозаключения.

То же можно сказать и про другие главы в данном сборнике и охарактеризовать точно также, а именно – являются содержательными, имеются задачи разного уровня сложности, разного подхода и способа решения, много познавательных задач. Единственный недостаток этого сборника – значительная часть задач рассчитана на советский подход в обучении, не соответствует современным достижением науки и техники, не учитывает повсеместную компьютеризацию общества.

Кроме этого учителя используют учебник «Физика – 11» В. В. Жилко, Л. Г. Маркович, рекомендованный Министерством образования в качестве теоретического пособия учащимся. В частности они используют упражнения после параграфов, где содержатся задачи и примеры решения задач. Данные упражнения способствуют закреплению материала и полезны в качестве домашних заданий. Задачи хоть и разнообразны: формулируются условия, как на основе текста, так и на основе графиков, но большой нагрузки не несут, так как решаются в одну – две формулы.

Поэтому, чтобы урок был интересным и содержательным, необходимо учителю не ограничиваться данными сборниками задач, а применять другие сборники (например под редакцией В. А. Яковенко), но с учетом уровня усвоения материала учениками и соответственно уровнем сложности задач.

Также необходимо уделять значительное внимание учащихся на решение задач по установлению межпредметных связей, олимпиадных задач и, конечно, задач из централизованного тестирования. По возможности и с учетом уровня подготовки учащихся в данном классе, подбирать такие задачи, чтобы можно было показать все нюансы в их решении, а также всевозможные способы по их решению.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Статьи по педагогике:

Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам: 0 ...

Психофизиологические процессы при работе с компьютером
Исследование взаимодействия «Человек – компьютер» является сравнительно новым направлением. Это связано с тем, что компьютерной революции еще не более сорока лет. Компьютеризация образования, по мнению Н.И. Даниловой, создает «наиболее благоприятные условия для контроля обучения по физиологическим ...

Конструктивная деятельность учителя в структуре педагогической деятельности
Говоря о структуре педагогической деятельности, необходимо сказать, что все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. В отличие от принятого в психологии понимания деят ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru