Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура

Страница 1

Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности населения нашей страны и формированию ее интеллектуальной элиты.

Система физического школьного образования должна иметь общекультурную направленность; при обучении физике акцент необходимо делать на методологическое обучение, направить на развитие самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся.

Ядро содержания физического образования должно включать универсальные способы познания, мышления и практической деятельности, столь характерные для физики как науки. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых для них ситуациях. При этом школьный курс физики необходимо переориентировать на более полное раскрытие гуманитарного аспекта основ современной физики-науки. Раскрытие общекультурной значимости физики и формирование на этой базе научного мировоззрения и мышления в настоящее время имеет приоритетное значение в процессе изменения облика школьной физики.

Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания.

Физические понятия вещества, поля, пространства, времени, энергии, импульса, структурных уровней организации физических систем, порядка и беспорядка, квантов поля, основные физические модели являются непременной составляющей научного языка всех естественнонаучных дисциплин. Физические принципы причинности, относительности, сохранения, инвариантности, дополнительности, соответствия, неопределенности, наименьшего действия, симметрии давно стали достоянием всего естествознания, философии и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и прикладных сферах человеческой деятельности, подчас весьма далеких от физики.

Ведущая роль физики среди других естественных наук определяет и приоритетную ее роль как учебного предмета в образовательной области «Естествознание».

Общекультурная значимость фундаментальных физических понятий, законов и принципов предопределяет необходимость изучения в школе основ этой науки в объеме, достаточном для ориентации и конструктивной деятельности в окружающем мире. Ознакомление с физикой как наукой необходимо учащимся и для осознанного выбора профиля последующего обучения, что особенно актуально для выпускников базовой школы.

История физики тесно связана с развитием философии, математики и естественных наук. Поэтому школьный курс должен познакомить учащихся с логикой научного познания и основными его методами, раскрывать особенности научного знания и его принципиальное отличие от ненаучных и околонаучных знаний. Физика как наиболее развитая естественная наука дает множество ярких примеров разных методов научного познания, путей формирования научной теории, взаимосвязей теорий, относительной истинности научного знания и диалектики его развития.

Широкое использование физического эксперимента позволяет формировать у учащихся умение работать с разнообразными техническими устройствами и измерительными приборами, что позволит им легче адаптироваться к условиям жизни в современном быту и работе на производстве.

Основная цель физики состоит в том, что создавая целостное представление о развитии человека и мира, показать, что это развитие происходит по одним и тем же законам и нарушение их приводит к гибели, что роль человека на Земле не разрушителя, а созидателя в гармонии с окружающей природой.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста
Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина. Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно перво ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего, мышления, ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru