Средства обучения и их особенности

Страница 1

Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся:

1) школьный учебник;

2) учебные материалы, дополняющие учебные пособия (сборники упражнений, справочники, словари);

3) наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а также, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника и учебного пособия являются следующие:

информационная,

трансформационная,

систематизирующая

воспитательная.

В них даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника и учебного пособия направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебные пособия, учебники и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в них, в отличие от программы, дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

В связи с этим существуют определенные требования, которым должен соответствовать учебник. Среди них выделяют традиционные и новые.

К традиционным требованиям можно отнести:

а) научность и доступность;

б) краткость или полнота;

в) объединение с задачником или разделение;

г) уровневая и профильная дифференциация;

д) практическая и прикладная направленность.

Так как в современном мире научно-технический прогресс и внедрение новых технологий во все сферы жизни играет огромную роль, то в соответствии с этим появляются и новые требования к учебнику и образовательному процессу в целом.

К новым требованиям относятся следующие:

а) соответствие стратегии модернизации;

б) степень новизны;

в) соответствие обязательному минимуму содержания;

г) возможность использования при работе по различным образовательным программам.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Золотые фигуры
Отрезки золотой пропорции выражаются иррациональной бесконечной дробью 0,618 ., если с принять за единицу. а = 0,382…как мы уже знаем числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Построение золотого прямоуголь ...

Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов в современной системе педагогического вуза
Выявленные методологические позиции и выработка представлений о значении развития творчества для подготовки специалистов в высшей педагогической школе, а также обоснование теоретических положений о необходимых и достаточных условиях, обеспечивающих наибольшую эффективность этого развития, в том чис ...

Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инстр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru