Средства обучения и их особенности

Страница 2

– теоретические сведения;

– аппарат организации работы (вопросы, задания);

– иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).

Тексты о физических явлениях составляют основное содержание учебников и учебных пособий по физике. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются явления, факты, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся законы и формулы и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник и учебные пособия, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебных книгах, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех их компонентов.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя – это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача – сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, – можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.

Вот образцы таких заданий:

самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным;

разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;

найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;

отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой;

составить план ответа параграфа;

сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения по любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Материалы учебников и учебных пособий позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости
Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образ ...

Общекультурная компетенция учителя как компонент его педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...

Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru