Сущность отметки и оценки

Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и не зависит от оценки. Некоторые учителя и руководители школ и органов образования манипулируют отметками-цифрами, оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся. На этой основе вычисляют проценты успеваемости, что никак не отражало первоначального назначения отметок. Цифровая отметка в глазах учащихся обесценилась.

Другой недостаток отметок состоит в том, что для детей они становятся как бы индикатором, своеобразным знаком, по которому они начинают строить межличностные отношения. Так складывается недоброжелательное отношение или даже неприязнь к “двоечнику”, исключительное положение “пятерочника”, отличника, безразличное отношение “троечника” к учению.

Подобная «фетишизация» отметок со стороны значимых для ребенка людей приводит к тому, что школьники очень скоро осознают влияние отметки на отношение к ним окружающих. Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни, дети уже в младших классах «получают первые „навыки" добывания, уничтожения и сотворения отметки», прибегая порой к недозволенным приемам (списывание, самовольное исправление отметки на более высокую, обман и пр.).

Поэтому следует положительно оценить идею Ш. А. Амонашвили о «учении без отметок», по меньшей мере, в младших классах. Это призвано предупредить негативные явления, которые порождает школьная отметка в детской среде. Но обучение без отметок не отменяет содержательной оценки. Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над, чем еще надо работать, чему научиться. Обучение без отметок в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика.

Также отметки недостаточно точно отражают истинный уровень знаний и умений школьника и его развития. Это происходит потому, что трудно выработать точные критерии успеваемости, особенно по устным предметам; и что немаловажно - отметки субъективны, потому что ставит их учитель — живой человек, который доброжелательно или скептически относится к ученику, а требования разных учителей к знаниям и развитию ученика неодинаковы. Но как бы, ни был учитель справедлив, все равно, постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. Во избежание порождения неосознанного конфликта вследствие не соответствия выставленной оценки с уровнем притязаний ученика, необходимо формировать навыки самоконтроля и самооценки, контроля и оценки и самих уровней притязания.

Эльконин пишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих».

Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.

Все вышесказанное это — уязвимые стороны оценочных цифровых отметок. И все-таки, если учение без оценки невозможно, то надо признать право на существование соответствующих отметок, отражающих реальный уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся.

Итак, школьная отметка остается в учебном процессе, но в идеале она должна: давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков.

В таком случае условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественным эквивалентам не является правильным и правомерным. Представление результата оценочной деятельности в виде цифры-отметки допустимо только лишь в исследовательских процедурах, когда этим отметкам придается количественный вес для последующих статистических операций и количественного анализа педагогических явлений. Таким образом Школьная отметка— это обобщенная информация о качестве учебного процесса.

Статьи по педагогике:

Возможность и целесообразность ознакомления детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...

Пути преодоления неуспеваемости
По данным различных исследований количество учеников начальных классов, испытывающих затруднения в обучении составляет в последние годы от 7 до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности. Возникает вопрос: ...

Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru