По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы.
1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.
2. Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний.
В то время большое внимание уделялось исследовательскому методу. Его считали универсальным и противопоставляли всем другим методам обучения. В конечном итоге от такой классификации отказались. Попытку классифицировать методы сделал и грузинский исследователь Д.О. Лоркипанидзе. По его мнению, методы можно разделить на словесные, вербальные, работы с книгой, письма и учебно-практических занятий. Они соответствовали таким источникам, как книги, учебники, слово учителя, практическая деятельность учащихся, наблюдения, исследования.
Некоторые ученые в соответствии с источниками знаний подразделяют методы на три категории:
1) словесные;
2) наглядные;
3) практические,
Разработчиками этой классификации стали Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко, Н.М. Верзилин. В связи с тем, что классификация была простой и доступной, она получила довольно широкое распространение. Но все же общего признания не получила. Одним из тех, кто не был согласен с этой классификацией, стал Р. Г. Лемберг. Мотивировал свое несогласие он тем, что слово и речь не являются источником знания. По его мнению, первичным компонентом в познавательной деятельности является образ. В свою очередь практика — это не только источник знания, но и критерий истины. Правомерны замечания Лемберга по вопросу о том, что в предложенной классификации группы исследователей (Голанта, Шаповаленко, Верзилина) нет четких границ отнесения методов к иной группе.
Существует и классификация методов обучения согласно дидактическим задачам. В итоге получается следующее.
1, Учебная задача — приобретение учащимися знаний;
а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;
б) изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;
в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала',
г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа с книгами, учебниками, практические опыты.
2. Учебная задача — формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнений.
3. Учебная задача — применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, проведение лабораторных и творческих работ.
4. Учебная задача — закрепление полученных знаний и умений на практике. Методы: чтение учебного материала, повторное проведение некоторых практические работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу.
5. Учебная задача — проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного материала, текущая проверка знаний посредством наблюдения. Выполнение письменных и практических контрольных работ,
Несмотря на свою подробность, эта классификация также не является идеальной. Дело в том, что ее нельзя четко систематизировать, так как некоторые методы применяются при решении разных задач.
Встречается и еще один вид классификации, согласно которому методы обучения делятся по степени самостоятельности учащихся. Несмотря на то, что в таком делении есть зерно смысла, методы здесь рассматриваются в соответствии с источниками получаемых знаний, например при работе с книгой, учебником, при опытах, наблюдениях.
Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Так, все методы они классифицируют на четыре категории.
1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот метод связан, прежде всего, с усвоением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.
Статьи по педагогике:
Практический опыт внедрения элементов разработанного проекта в рамках
обучения школьников информатике
Желаемым конечным результатом предлагаемой системы непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс полной средней школы на момент ее окончания является достижение учащимися уровня допрофессиональной компетентности как пользователей ПК и уровня функциональной грамотности в области программирования ...
Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов
Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка. Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивн ...
Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...