Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;
1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;
2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;
3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.
Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.
Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:
методы формирования интереса к учению;
методы развития долга и ответственности в учении.
Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:
познавательных игр;
учебных дискуссий;
создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.
Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:
убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;
предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;
упражнения и приучения к выполнению требований;
положительного примера;
создания благоприятного общения;
поощрения или порицания и т.д.
К контролю и самоконтролю относят методы:
устного контроля;
письменного контроля;
лабораторно-практического контроля;
программированного и непрограммированного контроля;
Статьи по педагогике:
Педагогическая мысль в конце ХIХ и начале ХХ вв. за рубежом
Развитие педагогической мысли в России (в конце ХIХ и начале ХХвв.) Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Такого мнения придерживался и В.А. Сухомлинский. Василий Александрович Сухомлинский (1918–19 ...
Эффективность методов активного социально-психологического обучения в
условия ВУЗа
Методы социально-психологического обучения оказались наиболее продуктивными для студентов и взрослых поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. МАСПО, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, ...
Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...