Классификации методов обучения

Страница 3

Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;

1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;

2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;

3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.

Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.

Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:

методы формирования интереса к учению;

методы развития долга и ответственности в учении.

Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:

познавательных игр;

учебных дискуссий;

создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.

Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:

убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;

предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;

упражнения и приучения к выполнению требований;

положительного примера;

создания благоприятного общения;

поощрения или порицания и т.д.

К контролю и самоконтролю относят методы:

устного контроля;

письменного контроля;

лабораторно-практического контроля;

программированного и непрограммированного контроля;

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча ...

Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru