Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу.

Задачи трудового воспитания детей с недостатками слуха

Трудовое воспитание – сложный, многогранный процесс, предусматривающий вовлечение детей с недостатками слуха в разнообразную трудовую деятельность. Задачи трудового воспитания формулируются с учетом объективных требований, предъявляемых к подрастающему поколению социалистическим обществом, и особенностей развития детей с недостатками слуха.

Такими задачами являются нравственная, психологическая, практическая подготовка глухих школьников к труду; преодоление последствий, связанных с первичным дефектом.

Эти задачи неразрывно связаны друг с другом. Их решение способствует общему развитию детей с недостатками слуха, подготовке их к активному участию в общественно полезном труде и формированию коммунистического отношения к труду.

Нравственная подготовка детей с недостатками слуха подразумевает стремление к формированию нравственных качеств, таких, как коллективизм, взаимопомощь, бережливость, творческое и добросовестное отношение к работе и др.

Исследования сурдопедагогов доказывают, что из-за недоразвития речи, словесно-логического мышления глухие с большими затруднениями овладевают знаниями о характерных признаках нравственного отношения к труду.

Целенаправленная педагогическая работа, проводимая с учетом особенностей глухих, позволяет преодолеть недостатки их готовности к труду.

Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотно выполнять любую работу, полезную для других, для общества, от начала до конца с полной отдачей сил, добровольно, по собственному побуждению, с пониманием общественной значимости порученного.

В основе психологической подготовки детей с недостатками слуха лежат социально значимые мотивы участия школьников в общественно полезном труде, которые представляют внутренне осознанные побуждения к деятельности. Они придают ей субъективный, личностный смысл.

Изучение мотивов трудовой деятельности глухих старшеклассников позволяет выявить несколько групп учащихся, отличающихся по характеру доминирующих мотивов (общественные, коллективистские, личные и престижные). Наиболее характерны для учащихся мотивы личные и коллективистские. Учащихся с коллективистскими мотивами побуждает к участию в труде стремление принести успех своему классу, группе или потребность в общении со своими товарищами.

Старшеклассники, у которых преобладают личные мотивы труда, исходят либо из утилитарно-практического интереса, либо из практического результата деятельности, который оценивается ими с позиции личной значимости.

Число глухих, у которых доминируют общественные мотивы, незначительно. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы педагогического коллектива школы по формированию таких мотивов.

Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовывать деятельность и т.д.) и технические умения (резать, пилить, строгать и др.).

В работах сурдопедагогов (А.П. Гозова, В.А. Влодавец, Т.С. Зыкова, Л.А. Новоселов и др.) раскрываются особенности глухих школьников в овладении трудовыми умениями и навыками. Показано, что процесс формирования умений происходит у глухих медленнее и с большими трудностями, чем у слышащих, что объясняется снижением слуха, нарушением анатомо-физиологических функций некоторых систем, в частности вестибулярного аппарата.

В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяются коррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствия первичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевого общения, а также исправление недостатков физического развития школьников.

Таким образом, задачи трудового воспитания отражают объективные потребности социалистического общества в подготовке молодого поколения к труду. Успешному их решению содействуют содержание, формы, общие требования к организации труда школьников.

Содержание трудового воспитания

Содержание трудового воспитания детей с недостатками слуха раскрывается в разнообразных видах труда – умственном (учебном), на специальных уроках, общественно полезном.

Учебный труд направлен на овладение знаниями основ наук в объеме школьной программы. Он способствует выработке материалистического мировоззрения, формированию нравственных качеств, развитию творческих способностей школьников. Учение представляет активный процесс усвоения учащимися знаний, умений, навыков под руководством сурдопедагога. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил, напряжением, поэтому от учеников требуется организованность, сила воли, активная самостоятельная позиция в учебной деятельности. Интеллектуальный труд отличается тем, что главным его результатом является не производство материальных и духовных ценностей, а изменение самого ученика, включающее качественно новый уровень умственного и нравственного развития. Его особенностью в специальной школе является тесное единство процесса овладения знаниями с формированием и развитием словесной речи.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет
Последние десятилетия проблема обратной связи привлекает внимание учёных. Исследования подтверждают важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От её оптимального функционирования во многом зависит и успешнос ...

Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru