Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха

Страница 2

Условиями организации учебного труда детей с недостатками слуха являются следующие:

1) постепенно меняющийся характер учебной деятельности (в начале исполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная, затем творчески самостоятельная), что способствует изменению позиции ученика в ходе обучения;

2) связь процесса овладения знаниями, умениями, навыками с целенаправленной работой по формированию и развитию словесной речи и речевого слуха;

3) режим умственного труда на уроке (учение должно быть ритмичным и предусматривать разумный отдых учащихся).

Трудовое обучение – специальный учебный предмет, включенный в учебный план школ глухих и слабослышащих. Труд на специальных уроках – целостный процесс, органически сочетающий обучение и воспитание детей с недостатками слуха. Он направлен на вооружение школьников политехническими знаниями, трудовыми умениями и навыками, на развитие технического мышления и творческих способностей учащихся. В процессе воспитания осуществляется формирование коммунистического отношения к труду, ответственности за порученное дело. Трудовое обучение осуществляется на основе школьных программ, в которых определены задачи, содержание, методы и формы работы на различных этапах обучения. В них последовательно реализуется принцип политехнизма и предусматривается связь уроков труда с общеобразовательными предметами.

Труд детей с недостатками слуха на специальных уроках характеризуется определенными особенностями. С одной стороны, он является умственным трудом и служит углублению, расширению и закреплению знаний учащихся по различным учебным предметам, с другой – на основе практических действий у школьников формируются общетрудовые, технические умения и навыки.

Организация и методика обучения детей с недостатками слуха на всех возрастных этапах строится исходя из таких требований, как включение школьников в разнообразные виды труда, в том числе и общественно полезный, производительный труд, доступность технологии изготовления каждого изделия, умелое инструктирование учащихся и правильное руководство их деятельностью со стороны педагога.

Трудовое обучение детей с недостатками слуха осуществляется в разных формах, основной из которых является урок. Наряду с этим проводятся экскурсии на предприятия, организуется учебно-производственная практика.

Общественно полезный труд детей с недостатками слуха – это разносторонняя, посильная целесообразная деятельность учащихся в интересах общества, связанная с активным участием их в жизни класса, школы, района, города, страны. По своей общественной значимости он делится на бытовой, производительный, собственно общественно полезный.

Бытовой труд – один из простых видов труда, в который систематически вовлекаются все дети. Постоянная занятость школьников бытовым трудом определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения, которое для своих воспитанников является и школой и домом. В школах-интернатах для детей с недостатками слуха данный вид труда организуется детским коллективом, и его результаты также принадлежат коллективу, что придает бытовому труду общественно полезный характер.

Бытовой труд наиболее доступен для детей с недостатками слуха и имеет для них огромное значение. Он формирует у школьников такие качества, как бережное отношение к вещам, взаимопомощь, инициатива, добросовестное отношение к порученному делу. Особая ценность бытового труда для детей с недостатками слуха состоит в том, что он приучает их выполнять повседневные дела, лишенные эмоциональной привлекательности, воспитывая тем самым упорство и настойчивость.

В условиях школы-интерната для детей с недостатками слуха бытовой труд включает самообслуживание и домоводство. В содержание работы по самообслуживанию входят: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, жилищем, приготовление пищи, мытье посуды, изготовление и ремонт нужных для личного пользования вещей. Самообслуживание включает также работу по поддержанию санитарно-гигиенического режима: заботу о чистоте и оформлении своего класса, кабинета, мастерской и других помещений школы, уход за растениями, животными в уголке живой природы Труд по самообслуживанию может быть ручным и механизированным, простым и сложным, индивидуальным, групповым или коллективным. Овладение трудовыми умениями и навыками происходит на основе подражания действиям сверстников, старших товарищей и сурдопедагога. Важную роль играет словесный отчет воспитанника о выполненном действии.

Трудовые умения детей с недостатками слуха по самообслуживанию и домоводству углубляются и расширяются на внеклассных занятиях (прил. 2). На них школьников знакомят с правилами ухода за одеждой, приготовления пищи, ухода за посудой, помещениями и т.д. Продолжительность занятий в младших классах 30 минут, в средних – 45 минут.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...

Возможность и целесообразность ознакомления детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru