Условиями организации учебного труда детей с недостатками слуха являются следующие:
1) постепенно меняющийся характер учебной деятельности (в начале исполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная, затем творчески самостоятельная), что способствует изменению позиции ученика в ходе обучения;
2) связь процесса овладения знаниями, умениями, навыками с целенаправленной работой по формированию и развитию словесной речи и речевого слуха;
3) режим умственного труда на уроке (учение должно быть ритмичным и предусматривать разумный отдых учащихся).
Трудовое обучение – специальный учебный предмет, включенный в учебный план школ глухих и слабослышащих. Труд на специальных уроках – целостный процесс, органически сочетающий обучение и воспитание детей с недостатками слуха. Он направлен на вооружение школьников политехническими знаниями, трудовыми умениями и навыками, на развитие технического мышления и творческих способностей учащихся. В процессе воспитания осуществляется формирование коммунистического отношения к труду, ответственности за порученное дело. Трудовое обучение осуществляется на основе школьных программ, в которых определены задачи, содержание, методы и формы работы на различных этапах обучения. В них последовательно реализуется принцип политехнизма и предусматривается связь уроков труда с общеобразовательными предметами.
Труд детей с недостатками слуха на специальных уроках характеризуется определенными особенностями. С одной стороны, он является умственным трудом и служит углублению, расширению и закреплению знаний учащихся по различным учебным предметам, с другой – на основе практических действий у школьников формируются общетрудовые, технические умения и навыки.
Организация и методика обучения детей с недостатками слуха на всех возрастных этапах строится исходя из таких требований, как включение школьников в разнообразные виды труда, в том числе и общественно полезный, производительный труд, доступность технологии изготовления каждого изделия, умелое инструктирование учащихся и правильное руководство их деятельностью со стороны педагога.
Трудовое обучение детей с недостатками слуха осуществляется в разных формах, основной из которых является урок. Наряду с этим проводятся экскурсии на предприятия, организуется учебно-производственная практика.
Общественно полезный труд детей с недостатками слуха – это разносторонняя, посильная целесообразная деятельность учащихся в интересах общества, связанная с активным участием их в жизни класса, школы, района, города, страны. По своей общественной значимости он делится на бытовой, производительный, собственно общественно полезный.
Бытовой труд – один из простых видов труда, в который систематически вовлекаются все дети. Постоянная занятость школьников бытовым трудом определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения, которое для своих воспитанников является и школой и домом. В школах-интернатах для детей с недостатками слуха данный вид труда организуется детским коллективом, и его результаты также принадлежат коллективу, что придает бытовому труду общественно полезный характер.
Бытовой труд наиболее доступен для детей с недостатками слуха и имеет для них огромное значение. Он формирует у школьников такие качества, как бережное отношение к вещам, взаимопомощь, инициатива, добросовестное отношение к порученному делу. Особая ценность бытового труда для детей с недостатками слуха состоит в том, что он приучает их выполнять повседневные дела, лишенные эмоциональной привлекательности, воспитывая тем самым упорство и настойчивость.
В условиях школы-интерната для детей с недостатками слуха бытовой труд включает самообслуживание и домоводство. В содержание работы по самообслуживанию входят: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, жилищем, приготовление пищи, мытье посуды, изготовление и ремонт нужных для личного пользования вещей. Самообслуживание включает также работу по поддержанию санитарно-гигиенического режима: заботу о чистоте и оформлении своего класса, кабинета, мастерской и других помещений школы, уход за растениями, животными в уголке живой природы Труд по самообслуживанию может быть ручным и механизированным, простым и сложным, индивидуальным, групповым или коллективным. Овладение трудовыми умениями и навыками происходит на основе подражания действиям сверстников, старших товарищей и сурдопедагога. Важную роль играет словесный отчет воспитанника о выполненном действии.
Трудовые умения детей с недостатками слуха по самообслуживанию и домоводству углубляются и расширяются на внеклассных занятиях (прил. 2). На них школьников знакомят с правилами ухода за одеждой, приготовления пищи, ухода за посудой, помещениями и т.д. Продолжительность занятий в младших классах 30 минут, в средних – 45 минут.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...
Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...
Проведение мероприятий по формированию навыков культурного
поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...