Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе

Страница 2

Третий этап (X – XI классы) – продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности предпрофессиональной подготовки школьников.

Основной целью изучения информатики в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимися значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Необходимо привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

На протяжении всех лет изучения информатики основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

- вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы (линия "информационных процессов");

- способы представления информации (линия "представления информации");

- методы и средства формализованного описания действий исполнителя, алгоритмы, основы программирования ("алгоритмическая линия");

- основы логики и системы счисления;

- вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи, архитектурой компьютера, функциями его основных устройств ("линия компьютера");

- вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведение компьютерного эксперимента ("линия формализации и моделирования");

- этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера ("линия информационных технологий");

- вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, телекоммуникациях, возможностях и услугах компьютерных сетей (линия "телекоммуникаций").

В младшем школьном возрасте очень интенсивно происходит развитие теоретического мышления, которое и приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые процессы. Учащиеся 1 – 2 класса обычно мыслят конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которые связаны с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Основным видом деятельности младших школьников, а особенно учащихся 1 - 2 класса, является игра, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме. Изучение элементов формальной логики осуществляется в виде интеллектуальных разминок и игр. Кроме этого, материал для интеллектуальных разминок имеет опору на конкретные наглядные примеры, близкие к реальному окружению и жизненному опыту младших школьников. Успешность овладения системой логических операций тесно связана с уровнем развития речи. Поэтому занятия строятся таким образом, чтобы обеспечить параллельное развитие мышления и речи. В этом возрасте ребенок должен получить знания об информации, ее формах, свойствах, способах представления и обработки.

Учитывая необходимость освоения компьютерной техники в более раннем возрасте, можно рекомендовать преподавание информатики в начальных классах самим учителем начальной школы. Предмет имеет развивающий характер и предполагает решение логических задач.

При организации начала обучения школьников информатике следует учитывать различный уровень их развития и подготовки к ее изучению, различные индивидуальные особенности и способности к усвоению изучаемого материала. При этом методы преподавания курса должны соответствовать психолого-педагогическим особенностям школьников младших классов.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...

Народное образование Туркестана и их представители
Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв. Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Н ...

Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень матер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru