В традициях эпического жанра поэзии написана месневи (дидактическая поэма) Бинои «Бехруз и Бахром», завершенная до 1506–1507 годов и известная также под названием «Боги Ирам» («Сад Эдема»). Автор критикует социальное зло и неравенство, бичует пороки богатых и знатных, морально разложившееся алчное духовенство, указывает на необходимость знания, рассуждает о роли среды в формировании личности. Развитие эпической поэзии также связано с творчеством Абдулло Хотифи (умер в 1521 году), автором незаконченной «Хамсы» («Пятерицы»), Бадриддина Хилоли, узбекских двуязычных поэтов Мухаммада Солиха, Маджлиси и другие. Хилоли создал три месневи: «Шоху дарвеш» («Шах и нищий»), написана между 1499 и 1508 годами, «Сифот-ул-ошикин» («Качества влюбленных») и «Лейли и Меджнун». Высоко оценивая заслуги великих мастеров слова – Низами, Амира Хусрава и Джами, и творчески используя богатый опыт предшественников, Хилоли создал оригинальное произведение, отличающееся высокой художественной формой, простотой языка и стиля. Своеобразны сюжет и композиция, трактовка образов героев поэмы, особенно образа Лейли, в котором выражен протест против самовластия и предопределения судьбы. В поэме отражены общественно-этические идеалы поэта, его демократическая позиция, критическое отношение к средневековым порядкам.
Проза первой половины XVI века представлена двумя видами: исторической и художественной. К исторической, помимо седьмого тома «Равзат-ус-сафо…» («Сад чистоты…») Мирхонда (умер в 1498 году) и «Хабиб-ус-сияр…» («Облики друзей…») Хондамира (умер в 1534 или 1535 году), последние части которых посвящены событиям конца XV века – начала XVI века относится произведение Бинои «Шейбанинаме». Немногочисленные образцы художественной прозы этого периода по своему значению сыграли важную роль в истории развития узбекской классической прозы. Одним из ее представителей является Фахриддин Али Сафи (умер в 1533 году), сын знаменитого писателя XV века Хусейна Воиза Кошифи. Среди нескольких произведений Али Сафи «Латоиф-ут-тавоиф» («Анекдоты, бытующие в разных слоях населения») представляет большой интерес, как по богатству тематического содержания, народности, так и по простоте и доходчивости языка, художественного стиля. Сафи собирал среди различных слоев населения и в письменных памятниках прозы X–XV веков латифа и небольшие новеллы, затем подверг их художественной обработке и создал самостоятельное произведение. Автор «Латоиф-ут-тавоиф» не только показал свою непосредственную связь с народным творчеством, но и выступил как продолжатель традиций Саади, Убайда Закони и Джами в создании и развитии этого интереснейшего жанра персидско-таджикской классической прозы.
Крупнейшим по объему и чрезвычайно важным по тематическому содержанию произведением таджикской прозы XVI века считается «Бадоеъ-ул-вакоеъ» («Удивительные события») Зайниддина Махмуда Васифи (1485–1551–1566 годы). Васифи был человеком широкого диапазона знаний, остроумным и наблюдательным писателем. Содержание мемуаров «Удивительные события» поистине энциклопедично: это – единственный источник, содержащий автобиографические сведения; в них находим описание и оценку военных походов Сефевидов и Шейбанидов на Хорасан; автор рисует облик современных ему городов; описывает литературные нравы в Герате, Бухаре, Самарканде и Ташкенте. Повествует о творчестве писателяй и мыслителей прошлых веков. «Удивительные события» Васифи – замечательный памятник художественной прозы и классический образец мемуаров, повлиявший на дальнейшее развитие этого жанра.
Статьи по педагогике:
Анализ объёма академических часов, отведённых на изучение программы
Основная образовательная программа по дисциплине «Природопользование» подготовки специалистов средне-специальных учебных заведений разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и про ...
Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и
их воплощение в его профессиональной деятельности
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика ка ...
Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информаци ...