Мушфики был одним из крупных мастеров сатиры, которая написана как в традиционных, так и во введенных самим поэтом стихотворных формах. Она служила ему острым оружием самозащиты от многочисленных разносословных противников. Поэтому содержание большинства сатирических стихов Мушфики состоит из оскорбительных нападок на своих противников, подчас крайне непристойных. Поэт ярко рисует образы несправедливого судьи, алчного купца, священника, завистливых бездарных поэтов и тому подобнее; бичует некоторые социальные пороки феодального правопорядка, как, например, в стихотворении «Таксими мерос» («Разделение наследства»). Близкий по своей природе к живой разговорной речи, язык сатиры Мушфики способствовал широкой популяризации поэта в народе. Так, в дальнейшем Мушфики-поэт стал героем народных латифа.
Во второй половине XVI века литературная жизнь заметно оживилась. Некоторые виды и жанры получили дальнейшее развитие, например традиция составления тазкира, эпический жанр, в том числе историческая поэма, хронограмма (таърих), историческая проза, сатира. «Маджмаъ-ут-таворих» («Свод истории»), «Мехмонномаи Бухоро» («Книга бухарского гостя») Рузбехона, «Абдулланаме» поэта и историка Хафиза Таниша содержат ценные сведения о состоянии культуры и литературы страны, свидетельствуют о дальнейшем развитии таджикского литературного языка, являются важными источниками по истории Средней Азии.
В этот период, как и прежде, независимо от социальной принадлежности писателей, существовали две идейно противоположные литературные тенденции. Литература придворно-феодальной тенденции выражала и защищала интересы господствующего класса во всех формах их проявления. Творчеству поэтов этого направления присущи формальное поэтическое мастерство, повторение лирических и религиозных мотивов в форме газели, рубаи и других, панегирическое славословие в форме касыды. Сущность культурного процесса данной эпохи и его прогрессивное содержание определяет народная тенденция. Литература этого направления затрагивала глубоко актуальные темы, отражала жизненно важные вопросы, защищала интересы различных прослоек населения.
Закирджан Халмухаммед Фуркат родился в 1858 г. в городе Коканде, в семье мелкого торговца-кустаря. Учился сначала в старой школе, затем в медресе. Молодой Закирджан с увлечением читал произведения великого узбекского поэта Алишера Навои. Знание языков позволило поэту в юности познакомиться с азербайджанской, таджикской и персидской литературой. Он читал произведения Фаридиддина Аттара, Хафиза, Бедиля.
В 1889 г. Фуркат переехал в Ташкент. В Ташкенте перед Фуркатом открылась возможность теснее приобщиться к русской культуре. Он начинает изучать русский язык, ближе знакомится с русской литературой, в частности, с произведениями ведущих ее представителей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.
Ташкентский период был самым плодтворным в творчестве Фурката. Он начал печатать свои стихотворения в издававшейся в то время в Ташкенте газете «Туркестанская туземная газета». Большая часть произведений этого периода написана в духе просветительства. В стихотворениях «Гимназия», «О пользе науки», «Выставка»», «О музыкальном собрании», «Суворов» поэт с большой страстностью воспевает идеи народного просвещения. В стихотворении «О пользе науки» Фуркат еще глубже развивает свои идеи. Он взволнованно говорит о научно-техническом процессе, который происходит в обществе.
Статьи по педагогике:
Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...
Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...
Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...