Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 5

Мушфики был одним из крупных мастеров сатиры, которая написана как в традиционных, так и во введенных самим поэтом стихотворных формах. Она служила ему острым оружием самозащиты от многочисленных разносословных противников. Поэтому содержание большинства сатирических стихов Мушфики состоит из оскорбительных нападок на своих противников, подчас крайне непристойных. Поэт ярко рисует образы несправедливого судьи, алчного купца, священника, завистливых бездарных поэтов и тому подобнее; бичует некоторые социальные пороки феодального правопорядка, как, например, в стихотворении «Таксими мерос» («Разделение наследства»). Близкий по своей природе к живой разговорной речи, язык сатиры Мушфики способствовал широкой популяризации поэта в народе. Так, в дальнейшем Мушфики-поэт стал героем народных латифа.

Во второй половине XVI века литературная жизнь заметно оживилась. Некоторые виды и жанры получили дальнейшее развитие, например традиция составления тазкира, эпический жанр, в том числе историческая поэма, хронограмма (таърих), историческая проза, сатира. «Маджмаъ-ут-таворих» («Свод истории»), «Мехмонномаи Бухоро» («Книга бухарского гостя») Рузбехона, «Абдулланаме» поэта и историка Хафиза Таниша содержат ценные сведения о состоянии культуры и литературы страны, свидетельствуют о дальнейшем развитии таджикского литературного языка, являются важными источниками по истории Средней Азии.

В этот период, как и прежде, независимо от социальной принадлежности писателей, существовали две идейно противоположные литературные тенденции. Литература придворно-феодальной тенденции выражала и защищала интересы господствующего класса во всех формах их проявления. Творчеству поэтов этого направления присущи формальное поэтическое мастерство, повторение лирических и религиозных мотивов в форме газели, рубаи и других, панегирическое славословие в форме касыды. Сущность культурного процесса данной эпохи и его прогрессивное содержание определяет народная тенденция. Литература этого направления затрагивала глубоко актуальные темы, отражала жизненно важные вопросы, защищала интересы различных прослоек населения.

Закирджан Халмухаммед Фуркат родился в 1858 г. в городе Коканде, в семье мелкого торговца-кустаря. Учился сначала в старой школе, затем в медресе. Молодой Закирджан с увлечением читал произведения великого узбекского поэта Алишера Навои. Знание языков позволило поэту в юности познакомиться с азербайджанской, таджикской и персидской литературой. Он читал произведения Фаридиддина Аттара, Хафиза, Бедиля.

В 1889 г. Фуркат переехал в Ташкент. В Ташкенте перед Фуркатом открылась возможность теснее приобщиться к русской культуре. Он начинает изучать русский язык, ближе знакомится с русской литературой, в частности, с произведениями ведущих ее представителей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.

Ташкентский период был самым плодтворным в творчестве Фурката. Он начал печатать свои стихотворения в издававшейся в то время в Ташкенте газете «Туркестанская туземная газета». Большая часть произведений этого периода написана в духе просветительства. В стихотворениях «Гимназия», «О пользе науки», «Выставка»», «О музыкальном собрании», «Суворов» поэт с большой страстностью воспевает идеи народного просвещения. В стихотворении «О пользе науки» Фуркат еще глубже развивает свои идеи. Он взволнованно говорит о научно-техническом процессе, который происходит в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...

Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знае ...

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru