Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 5

Мушфики был одним из крупных мастеров сатиры, которая написана как в традиционных, так и во введенных самим поэтом стихотворных формах. Она служила ему острым оружием самозащиты от многочисленных разносословных противников. Поэтому содержание большинства сатирических стихов Мушфики состоит из оскорбительных нападок на своих противников, подчас крайне непристойных. Поэт ярко рисует образы несправедливого судьи, алчного купца, священника, завистливых бездарных поэтов и тому подобнее; бичует некоторые социальные пороки феодального правопорядка, как, например, в стихотворении «Таксими мерос» («Разделение наследства»). Близкий по своей природе к живой разговорной речи, язык сатиры Мушфики способствовал широкой популяризации поэта в народе. Так, в дальнейшем Мушфики-поэт стал героем народных латифа.

Во второй половине XVI века литературная жизнь заметно оживилась. Некоторые виды и жанры получили дальнейшее развитие, например традиция составления тазкира, эпический жанр, в том числе историческая поэма, хронограмма (таърих), историческая проза, сатира. «Маджмаъ-ут-таворих» («Свод истории»), «Мехмонномаи Бухоро» («Книга бухарского гостя») Рузбехона, «Абдулланаме» поэта и историка Хафиза Таниша содержат ценные сведения о состоянии культуры и литературы страны, свидетельствуют о дальнейшем развитии таджикского литературного языка, являются важными источниками по истории Средней Азии.

В этот период, как и прежде, независимо от социальной принадлежности писателей, существовали две идейно противоположные литературные тенденции. Литература придворно-феодальной тенденции выражала и защищала интересы господствующего класса во всех формах их проявления. Творчеству поэтов этого направления присущи формальное поэтическое мастерство, повторение лирических и религиозных мотивов в форме газели, рубаи и других, панегирическое славословие в форме касыды. Сущность культурного процесса данной эпохи и его прогрессивное содержание определяет народная тенденция. Литература этого направления затрагивала глубоко актуальные темы, отражала жизненно важные вопросы, защищала интересы различных прослоек населения.

Закирджан Халмухаммед Фуркат родился в 1858 г. в городе Коканде, в семье мелкого торговца-кустаря. Учился сначала в старой школе, затем в медресе. Молодой Закирджан с увлечением читал произведения великого узбекского поэта Алишера Навои. Знание языков позволило поэту в юности познакомиться с азербайджанской, таджикской и персидской литературой. Он читал произведения Фаридиддина Аттара, Хафиза, Бедиля.

В 1889 г. Фуркат переехал в Ташкент. В Ташкенте перед Фуркатом открылась возможность теснее приобщиться к русской культуре. Он начинает изучать русский язык, ближе знакомится с русской литературой, в частности, с произведениями ведущих ее представителей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.

Ташкентский период был самым плодтворным в творчестве Фурката. Он начал печатать свои стихотворения в издававшейся в то время в Ташкенте газете «Туркестанская туземная газета». Большая часть произведений этого периода написана в духе просветительства. В стихотворениях «Гимназия», «О пользе науки», «Выставка»», «О музыкальном собрании», «Суворов» поэт с большой страстностью воспевает идеи народного просвещения. В стихотворении «О пользе науки» Фуркат еще глубже развивает свои идеи. Он взволнованно говорит о научно-техническом процессе, который происходит в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Место темы в школьном курсе информатики и ее содержание
Информатика - фундаментальная научная дисциплина. Объектом изучения информатики является система принципов и способов организации информационных процессов и технологий на базе компьютерных информационных систем, т.е. информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям к ...

Упражнения, направленные на снятие языковых и речевых трудностей
Перед вами незнакомые слова. Соотнесите картинку или толкование со словом, догадайтесь о его значении. Запомните выделенные слова. Составьте фразы с новыми словами. Чтение текста и выполнение первого коммуникативного задания В рамках текстового этапа обучаемым предлагаются коммуникативные установки ...

Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru