Культурная жизнь второй половины XVI века отличается не только количеством поэтов и писателей вообще, но и объемом их творческой продукции. Диваны стихов оставили многие поэты, творческое наследие которых сыграло заметную роль в развитии литературы и явилось ценным источником для изучения истории, культуры и литературного процесса XVI века. Это прежде всего относится к творческой деятельности таких видных представителей литературы, как Хасан Нисори, Мутриби Самарканди, Абдуррахман Мушфики, Хафиз Таниш Бухорои.
Создание антологий характерно для литературы XVI века. Большую ценность представляют труды Нисори и Мутриби. Нисори был потомственным поэтом и ученым, знатоком музыки, литературы, медицины, математики, астрономии. Дошедшие до нас стихотворения свидетельствуют о его высоком поэтическом мастерстве и недовольстве порядками своего времени. Нисори помимо лирических стихов создал научно-литературные трактаты «Чахор гулзор» («Четыре цветника»), «Таърихи тасаввуф» («История суфизма») и антологию «Музаккир-ул-ахбоб» («Высказывания о друзьях», 1566 год), в которой сообщает ценные сведения о поэтах, писателях и ученых Средней Азии и Хорасана первой половины XVI века; многих из них он знал лично. В заключении тазкира даны автобиографические сведения. Важными историко-литературными источниками являются также антологии ученика Нисори – поэта и крупного знатока таджикской классической музыки Мутриби (1558–1629 годы). Его «Тазкират-уш-шуаро» («Антология поэтов», 1604–1605 годы) содержит сведения о жизни и творчестве поэтов, писателей, ученых и представителей искусства второй половины XVI века. Описывая тяжелые материальные условия многих поэтов, автор подробно характеризует литературную среду Мавераннахра, показывает ее связь с фарсиязычной литературной средой ряда стран Востока. Оригинальностью и ценностью, с точки зрения подачи историко-литературного материала, отличается и другая антология Мутриби – «Таърихи Джахонгири», созданная в 1625–1627 годах в Индии. Она охватывает описание жизни и творчества поэтов и писателей времени правления Акбара и Джахангира.
Крупнейшей фигурой второй половины XVI века являлся Абдуррахман Мушфики (1525–1588 годы), в чьем творчестве представлены почти все основные жанры и жанровые формы поэзии того времени – газель, рубаи, касыда, мухаммас, месневи, китъа. Хотя основная тема его лирики, как и большинства поэтов-современников, – любовь, но выражение гражданских и социально-критических мотивов занимает в ней не менее важное место. Поэт описывает свое тяжелое материальное положение и духовную неудовлетворенность, высмеивает духовенство и некоторые религиозные предрассудки, воспевает красоту природы, любовь к жизни и тому пободнее. Имея титул малик-уш-шуаро (царь поэтов) при дворе Абдуллахана в Бухаре, Мушфики написал и множество касыд. Художественный интерес для нас представляют их вступительные части – насибы, где дается пейзаж и вместе с тем излагаются гражданские размышления поэта. Реалистически изображается жизнь трудового народа и обличается безжалостное самоуправство господствующей верхушки в касыде «Шикоят аз зулм» («Жалоба на гнет»). Ряд касыд Мушфики посвящен военным походам Абдулла-хана и имеет историческое значение. Большую ценность представляют хронограммы (таърихот) поэта, где в форме рубаи и китъа приводятся даты многих исторических событий, архитектурных сооружений и хозяйственных преобразований. Высокое мастерство показал поэт в создании любовной поэмы «Гулзори Ирам» («Сад Эдема», 1571–1572 годы), первоисточником которой является прозаическое повествование Фаттахи Нишапури «Хусну Дил». Это аллегорическая поэма с увлекательным сюжетом и композицией. В ее действующих лицах олицетворены черты и свойства характера человека (ишк – любовь, акл – разум, назар – взгляд, вафо – верность и тому подобнее), а главными героями являются влюбленные Хусн (Красота) и Дил (Сердце).
Статьи по педагогике:
Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам: 0 ...
Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами
Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополните ...
Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...