Формирующий эксперимент заключался в проведении серии занятий "Классный час", на которых проводилось обучение детей элементам нотной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах, а также проводилась работа по коррекции устной речи.
Контрольный эксперимент представлял собой обследование устной речи испытуемых по тем же методикам и с помощью того же методического материала, который использовался в констатирующем эксперименте.
Первый этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников
С помощью констатирующего эксперимента изучался уровень развития устной речи испытуемых, а именно: произношение, слитность, ритмическая структура речи, темп речи, речевое дыхание и словесное ударение.
В данном эксперименте использовались следующие методики:
1) Методика обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР, которая представлена в виде статьи в журнале "Дефектология" №2, 1995 год. Авторы статьи Волкова Л.С. и Голубева Г.Г.
2) Методика обследования словесного ударения, представленная в книге "Методика обучения глухих детей произношению". Авторы работы Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.
3) Образец речевой карты детей, направленных в логопедические учебные учреждения. Книга "Основы теории и практики логопедии" под ред. Р.Е. Левиной.
Обследование проводилось в разных видах речевой деятельности: при чтении и при самостоятельной речи.
Обследование состояния звукопроизношения и слитности устной речи
Это обследование проводится по общепринятой в логопедии методике. Предварительная беседа с ребенком позволяет определить, есть ли у него нарушение звукопроизношения и каков его характер. Кроме того, при обследовании использовался логопедический альбом, позволяющий проверить произношение всех звуков речи.
Обследование включает в себя проверку:
изолированного произнесения звуков;
произнесение звуков в слогах (открытых, закрытых, со стечением);
произнесение звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова);
произнесение звуков во фразах.
Проверочный материал (учитывая то, что обследование состояния звукопроизношения проводится у младших школьников в школе глухих) соответствовал словарю детей этого возраста.
Обследование восприятия и воспроизведения ритма
Обследование предполагает проверку восприятия, воспроизведения и оценку ритмических структур.
Материалом обследования служат серии ритмических ударов (громких и тихих, с короткими и длинными паузами).
При обследовании восприятия и воспроизведения ритмических структур ребенку предлагается прослушать серии ритмических ударов, а затем повторить их.
При обследовании использовались следующие ритмические структуры:
Обследование темпа речи
Материалом обследования служили повествовательные фразы разной длины, от 6 до 14 слогов.
Ребенку предлагается повторить произносимые логопедом предложения. Темп артикулирования определяется затем как отношение количества фонем в высказываниях ко времени, затраченному на их произнесение (времени "чистой" речи).
При обследовании использовались следующие слова и фразы:
Петушок, петушок.
Золотой гребешок.
Пойдём копать картошку.
Маленькой ёлочке холодно зимой.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.
Обследование состояния дыхательной функции
Сурдопедагог определяет тип дыхания, объем и плавность речевого дыхания, синхронность речевого и неречевого дыхания, а также продолжительность речевого выдоха.
Статьи по педагогике:
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...
Выявление сформированности представлений о множестве у детей четвертого
года жизни
Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни. Задачи: 1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни. 2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни. 3. Сравнить, проанали ...
Некоторые общие тенденции современной западной педагогики
В основе многочисленных педагогических концепций лежат различные философские теории. На западную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и бихевиоризм. Но в современном мире, стремящемся к инте ...