Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Страница 2

Формирующий эксперимент заключался в проведении серии занятий "Классный час", на которых проводилось обучение детей элементам нотной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах, а также проводилась работа по коррекции устной речи.

Контрольный эксперимент представлял собой обследование устной речи испытуемых по тем же методикам и с помощью того же методического материала, который использовался в констатирующем эксперименте.

Первый этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников

С помощью констатирующего эксперимента изучался уровень развития устной речи испытуемых, а именно: произношение, слитность, ритмическая структура речи, темп речи, речевое дыхание и словесное ударение.

В данном эксперименте использовались следующие методики:

1) Методика обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР, которая представлена в виде статьи в журнале "Дефектология" №2, 1995 год. Авторы статьи Волкова Л.С. и Голубева Г.Г.

2) Методика обследования словесного ударения, представленная в книге "Методика обучения глухих детей произношению". Авторы работы Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.

3) Образец речевой карты детей, направленных в логопедические учебные учреждения. Книга "Основы теории и практики логопедии" под ред. Р.Е. Левиной.

Обследование проводилось в разных видах речевой деятельности: при чтении и при самостоятельной речи.

Обследование состояния звукопроизношения и слитности устной речи

Это обследование проводится по общепринятой в логопедии методике. Предварительная беседа с ребенком позволяет определить, есть ли у него нарушение звукопроизношения и каков его характер. Кроме того, при обследовании использовался логопедический альбом, позволяющий проверить произношение всех звуков речи.

Обследование включает в себя проверку:

изолированного произнесения звуков;

произнесение звуков в слогах (открытых, закрытых, со стечением);

произнесение звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова);

произнесение звуков во фразах.

Проверочный материал (учитывая то, что обследование состояния звукопроизношения проводится у младших школьников в школе глухих) соответствовал словарю детей этого возраста.

Обследование восприятия и воспроизведения ритма

Обследование предполагает проверку восприятия, воспроизведения и оценку ритмических структур.

Материалом обследования служат серии ритмических ударов (громких и тихих, с короткими и длинными паузами).

При обследовании восприятия и воспроизведения ритмических структур ребенку предлагается прослушать серии ритмических ударов, а затем повторить их.

При обследовании использовались следующие ритмические структуры:

Обследование темпа речи

Материалом обследования служили повествовательные фразы разной длины, от 6 до 14 слогов.

Ребенку предлагается повторить произносимые логопедом предложения. Темп артикулирования определяется затем как отношение количества фонем в высказываниях ко времени, затраченному на их произнесение (времени "чистой" речи).

При обследовании использовались следующие слова и фразы:

Петушок, петушок.

Золотой гребешок.

Пойдём копать картошку.

Маленькой ёлочке холодно зимой.

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.

Обследование состояния дыхательной функции

Сурдопедагог определяет тип дыхания, объем и плавность речевого дыхания, синхронность речевого и неречевого дыхания, а также продолжительность речевого выдоха.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Правила сокращения слов и словосочетаний
В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочета ...

Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru