Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга.
Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях.
Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.
Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам.
Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов.
К специфическим чертам детства и юношества относится преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Именно игра занимает ведущее место в их досуге детей. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные. Наблюдения за практикой подготовки и проведения, детских культурно-досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
Дети и подростки любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздник русской березки, праздники лета, цветов и т.д. Активное участие детей и подростков в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.
Отдых подростков носит более многогранный и разносторонний характер, чем отдых детей. Поэтому и формы его более разнообразны. Большое место занимают в нем занятия, требующие интеллектуальных усилий, так как запросы и интересы у подростков шире, чем у детей. Отдых дает возможность подросткам заняться любимым делом, например конструированием, художественным творчеством, спортом, так как у них более определенные склонности и интересы. Прекрасно отдыхают подростки и во время массовых мероприятий - праздников, театрализованных представлений, в которых сами принимают активное участие. Словом, вся досуговая деятельность служит средством отдыха подростков.
Игровая деятельность в жизни подростка уже не занимает такого места, как у младших школьников. У подростка появляется много новых общественных обязанностей, растет объем знаний, получаемых на уроках и во внеурочное время.
Сфера свободного времени несколько сокращается по сравнению с детским возрастом. С другой стороны, изменяется сам характер игровой деятельности. Уходят в прошлое детские игры. Появляется устойчивый интерес к определенному виду спорта, следовательно, и к спортивным играм, к занятиям художественным творчеством. Другие виды игр отступают на задний план.
Однако вечера игр, карнавалы по-прежнему привлекают их внимание. Подростка интересуют новые формы организации отдыха: вечера отдыха, балы, карнавалы, конкурсы.
Особый интерес у подростков и юношей вызывает такая форма организации отдыха, как дискоклуб. Он представляет собой добровольное любительское объединение молодежи, увлеченной эстрадной музыкой и танцами. Наиболее распространенной формой организации отдыха подростков и юношей являются вечера отдыха, основное функциональное назначение которых развлечь подростков, дать им возможность переключиться, снять напряжение после трудового дня в школе.
Статьи по педагогике:
Компоненты педагогического общения
Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации пед ...
Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль ...
Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...