Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.

Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение.

Статьи по педагогике:

Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru