Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.

Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение.

Статьи по педагогике:

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru