В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия
Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.
В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.
Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение.
Статьи по педагогике:
Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность
несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране ...
Теоретико-методологические основы темы «Словари
на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...
Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатиру ...