Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.

Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение.

Статьи по педагогике:

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших школьников
По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...

Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru