До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.
Понятие трудная жизненная ситуация
в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
• понимание сути оказываемой поддержки;
• профессиональная готовность;
• формирующее начало;
• личностные качества;
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:
- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);
- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.
В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.
Статьи по педагогике:
Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...
Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...