Двигательная деятельность — специфическая особенность деятельности учителя физической культуры и определяется содержанием самого предмета (урочных и внеурочных форм). Он должен правильно выбирать место в, зале или на площадке, владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки, ремонтом и изготовлением спортивного инвентаря, подготовкой площадок, дорожек.
Для учителя физической культуры свойственны такие качества, как наблюдательность, внимательность, воображение, определенные качества ума и речи, быстрота ориентировки и реагирования, координация движений и т.д.
Наблюдательность — проникновение во внутренний мир ребенка, она помогает быть диагностом.
Внимательность и наблюдательность в деятельности учителя физической культуры имеют исключительное значение, предупреждая падения, травмы учащихся во время выполнения упражнений.
Воображение сказывается на характере всей его учебно-воспитательной работы: композиции урока, распределении внимания между учащимися класса, и т.д.
Педагог должен обладать изобретательностью, критичностью, остроумием, правильной и доступной речью, ученикам нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, культуру, вашу личность.
Перечисленные качества определяются как интеллектуальные способности. Учитель физкультуры должен обладать широким арсеналом двигательных способностей. Для него характерна разносторонняя физическая подготовленность, умение управлять своими движениями.
Поскольку способности учителя развиваются в педагогической деятельности, то в итоге их структура должна соответствовать структуре этой деятельности.
При более детальной классификации собственно педагогических способностей выделяются:
Дидактические — передавать знания, делая их интересными и доступными.
Экспрессивные — вооружать знаниями посредством эмоционального воздействия (мимики, жестов, речи различной тональности); авторитарные непосредственно волевого влияния на учащегося, мобилизационные (активизация внимания, знаний, сил и воли школьников); социально-перцептивные — способность "видеть" ребенка, сопереживать с ним. Сложная структура перцептивных способностей включает умение правильно воспринимать и определять по выражению лица ребенка, по движениям, действиям и поступкам его психическое состояние и эмоциональные переживания. Быстро перестроить свое поведение на основе полученной информации, видеть и быстро оценивать педагогическую ситуацию.
Учитель физкультуры в своей деятельности опирается также на музыкальные, технические, хозяйственные способности.
Опыт показывает, что не у каждого учителя одинаково развиты все компоненты педагогических способностей. На практике, как правило, одно-два ярко выраженных качества определяют мастерство педагога. Недостающие же качества при соответствующей работе могут быть развиты либо компенсированы.
Кроме этого, в деятельности педагога выделяются потенциальные и актуальные способности.
Потенциальные обусловлены задатками, представляющими собой совокупность анатомо-физиологических особенностей, свойств нервной деятельности (врожденными). Но задатки — это лишь потенциальные возможности появления способностей, они могут и не получить своего развития.
При оценке профессиональных качеств деятельности учителя физической культуры принимаются во внимание, оцениваются и поощряются такие составляющие, как чувство нового в работе, педагогический такт, знания в области учебного предмета, его умения развивать мышление, волю и эмоции ученика, формировать нравственные, гуманистические отношения, развивать у учеников навыки самостоятельного приобретения знаний по физической культуре и самостоятельных проведений занятий физическими упражнениями, а также умения развивать у учащихся интерес к физической культуре, обеспечить индивидуальный подход к ним в обучении и воспитании.
Статьи по педагогике:
Методы активизации
учебной деятельности учащихся
На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему». Но реализовать данный подход становится возможным только при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самост ...
Мониторинг организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым
При изучении организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профиля общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым был поставлен ряд исследовательских задач, среди которых: · определение общих тенденций в деятельности органов управления образо ...
Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе
педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...