Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя

Страница 2

Двигательная деятельность — специфическая особенность деятельности учителя физической культуры и определяется содержанием самого предмета (урочных и внеурочных форм). Он должен правильно выбирать место в, зале или на площадке, владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки, ремонтом и изготовлением спортивного инвентаря, подготовкой площадок, дорожек.

Для учителя физической культуры свойственны такие качества, как наблюдательность, внимательность, воображение, определенные качества ума и речи, быстрота ориентировки и реагирования, координация движений и т.д.

Наблюдательность — проникновение во внутренний мир ребенка, она помогает быть диагностом.

Внимательность и наблюдательность в деятельности учителя физической культуры имеют исключительное значение, предупреждая падения, травмы учащихся во время выполнения упражнений.

Воображение сказывается на характере всей его учебно-воспитательной работы: композиции урока, распределении внимания между учащимися класса, и т.д.

Педагог должен обладать изобретательностью, критичностью, остроумием, правильной и доступной речью, ученикам нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, культуру, вашу личность.

Перечисленные качества определяются как интеллектуальные способности. Учитель физкультуры должен обладать широким арсеналом двигательных способностей. Для него характерна разносторонняя физическая подготовленность, умение управлять своими движениями.

Поскольку способности учителя развиваются в педагогической деятельности, то в итоге их структура должна соответствовать структуре этой деятельности.

При более детальной классификации собственно педагогических способностей выделяются:

Дидактические — передавать знания, делая их интересными и доступными.

Экспрессивные — вооружать знаниями посредством эмоционального воздействия (мимики, жестов, речи различной тональности); авторитарные непосредственно волевого влияния на учащегося, мобилизационные (активизация внимания, знаний, сил и воли школьников); социально-перцептивные — способность "видеть" ребенка, сопереживать с ним. Сложная структура перцептивных способностей включает умение правильно воспринимать и определять по выражению лица ребенка, по движениям, действиям и поступкам его психическое состояние и эмоциональные переживания. Быстро перестроить свое поведение на основе полученной информации, видеть и быстро оценивать педагогическую ситуацию.

Учитель физкультуры в своей деятельности опирается также на музыкальные, технические, хозяйственные способности.

Опыт показывает, что не у каждого учителя одинаково развиты все компоненты педагогических способностей. На практике, как правило, одно-два ярко выраженных качества определяют мастерство педагога. Недостающие же качества при соответствующей работе могут быть развиты либо компенсированы.

Кроме этого, в деятельности педагога выделяются потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные обусловлены задатками, представляющими собой совокупность анатомо-физиологических особенностей, свойств нервной деятельности (врожденными). Но задатки — это лишь потенциальные возможности появления способностей, они могут и не получить своего развития.

При оценке профессиональных качеств деятельности учителя физической культуры принимаются во внимание, оцениваются и поощряются такие составляющие, как чувство нового в работе, педагогический такт, знания в области учебного предмета, его умения развивать мышление, волю и эмоции ученика, формировать нравственные, гуманистические отношения, развивать у учеников навыки самостоятельного приобретения знаний по физической культуре и самостоятельных проведений занятий физическими упражнениями, а также умения развивать у учащихся интерес к физической культуре, обеспечить индивидуальный подход к ним в обучении и воспитании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Средства обучения и их особенности
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучен ...

Классификация праздников для детей младшего школьного возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...

Диагностика и анализ формирования экологической культуры родителей
Целью исследования явилось выявление того, как использование интернет – ресурсов помогает родителям повысить уровень экологической культуры. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе были проведены методики диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натураф ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru