1) Наиболее значима информация, связанная с социальным поведением живых организмов: взаимодействия между особями, коммуникация, организация сообщества, репродуктивное поведение и т.п. Эта информация может быть обозначена как экологические сведения надорганизменного уровня.
2) Большую роль в формировании установки «похож на меня» играет информация об индивидуальном поведении: питание, поиск убежища, устройство жилищ, избегание хищников, сон, поддержка чистоты тела, игра, использование орудий и т.д. Этот уровень экологических сведений может быть назван организменным.
3) Значительно меньшее влияние оказывает информация внутриорганизменного уровня: о морфологических, анатомических и физиологических особенностях природного объекта.
4) И, наконец, наименее эмоционально, «сухо» воспринимается информация о молекулярном строении веществ, протекающих в них химических реакциях, строении клеток и тканей и т.д. Этот уровень экологических сведений можно обозначить как молекулярно-клеточный.
Рисунок 1 - Степень психологического воздействия экологических сведений различных типов .
В связи с этим необходимо отметить, что в содержании биологического образования доля экологических сведений надорганизменного и организменного уровня как раз относительно невелика. Распространено представление, что мировоззрение людей наиболее эффективно формируется именно на основе информации молекулярно-клеточного и внутриорганизменного уровня, демонстрирующей общие, базовые свойства, относительно универсальные для всей живой материи.
Однако, при ориентации на развитие субъектно-этического типа отношения к природе в целом и отдельным ее объектам, представляется целесообразным такую систему приоритетов пересмотреть, увеличив долю информации организменного и особенно надорганизменного уровней.
Статьи по педагогике:
Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами
Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополните ...
Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с
традиционным уроком
В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме. Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах В экспериментальном классе В контроль ...
Педагогические вопросы развития
творчества студентов в научно-
Проблема сущности профессиональной подготовки учителя всегда была одним из значимых вопросов педагогической теории и практики. Заявленный еще Я.А. Коменским идеал учителя, наделенного огромными созидательными силами, способностью к познанию мира, стремлением к активности и творчеству, остается акту ...