Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 2

-воспитывающая функция

в том, что проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность, настойчивость, учит детей серьезному и регулярному самоконтролю.

Выделенные функции говорят о необходимости включения проверки в процесс обучения, где сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях, что зависит в основном от цели и вида данной проверки и планируемыми на данном этапе дидактическими, развивающими и воспитывающими целями. Реализация же на практике выделенных функций делает проверку более эффективной, что делает эффективней и весь учебный процесс в целом.

Кроме того, говоря о проверке, нужно отметить, что учитель должен придерживаться некоторых ее основных принципов.

Под принципами проверки знаний учащихся понимаются такие теоретические положения, которые, основываясь на наиболее общих закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций.

В процессе всякой проверки проявляются две наиболее общие закономерности:

1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет ориентирующую и диагностическую функции;

2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.

Соответственно, по мнению Е.И. Перовского, определяются два принципа проверки знаний:

объективность проверки, то есть такая постановка ее, которая способна установить подлинные, объективно существующие знания учащегося по данным программным вопросам. Объективность проверки позволяет избежать субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность проверки зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов проверки, организованность проведения проверки. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество проверки.

регулярность проверки, под которой понимается ее равномерность и достаточная частота. Важнейшим условием регулярности проверки является ее плановость.

Отметим еще несколько важных принципов.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Всесторонность проверки, под которой понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, то есть предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

в) Индивидуальность проверки требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

Учитывая эти основные принципы, дидактика и методическая наука выдвигают определенные требования к контролю. Известный дидакт А. А. Сорокин формулирует следующие педагогические требования, которыми следует руководствоваться в работе:

контроль должен носить индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, по результатам его личной учебной деятельности, не допускать подмены результатов обучения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Особенности государственной аттестации выпускников основной школы по географии
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объ ...

Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru