Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 2

-воспитывающая функция

в том, что проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность, настойчивость, учит детей серьезному и регулярному самоконтролю.

Выделенные функции говорят о необходимости включения проверки в процесс обучения, где сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях, что зависит в основном от цели и вида данной проверки и планируемыми на данном этапе дидактическими, развивающими и воспитывающими целями. Реализация же на практике выделенных функций делает проверку более эффективной, что делает эффективней и весь учебный процесс в целом.

Кроме того, говоря о проверке, нужно отметить, что учитель должен придерживаться некоторых ее основных принципов.

Под принципами проверки знаний учащихся понимаются такие теоретические положения, которые, основываясь на наиболее общих закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций.

В процессе всякой проверки проявляются две наиболее общие закономерности:

1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет ориентирующую и диагностическую функции;

2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.

Соответственно, по мнению Е.И. Перовского, определяются два принципа проверки знаний:

объективность проверки, то есть такая постановка ее, которая способна установить подлинные, объективно существующие знания учащегося по данным программным вопросам. Объективность проверки позволяет избежать субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность проверки зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов проверки, организованность проведения проверки. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество проверки.

регулярность проверки, под которой понимается ее равномерность и достаточная частота. Важнейшим условием регулярности проверки является ее плановость.

Отметим еще несколько важных принципов.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Всесторонность проверки, под которой понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, то есть предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

в) Индивидуальность проверки требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

Учитывая эти основные принципы, дидактика и методическая наука выдвигают определенные требования к контролю. Известный дидакт А. А. Сорокин формулирует следующие педагогические требования, которыми следует руководствоваться в работе:

контроль должен носить индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, по результатам его личной учебной деятельности, не допускать подмены результатов обучения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru