Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 7

Содержание таблицы свидетельствует об основных ошибках, допущенных конкретным учащимся при выполнении каждого из заданий.

Анализ преподавателем результатов контрольной работы может способствовать получению выводов об особенностях своей деятельности по организации усвоения школьниками учебного материала, а также позволит выявить их типичные затруднения, что, в свою очередь, поможет преподавателю в дальнейшем выбрать правильное направление своей деятельности.

В настоящее время наиболее педагогически оправданным считается проведение разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, которые позволяют учащимся в условиях классно-урочной формы обучения проявлять свои индивидуальные способности, удовлетворять свои интересы и потребности, приобретать свой личный опыт.

Именно такие разноуровневые тематические контрольные работы предложены в помощь учителям авторами учебника «Математика 5» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковичем (М.: Мнемозина, 2002-2003). Более подробно о данных контрольных работах будет сказано позднее.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная. Разберем каждую из этих форм более подробно.

При индивидуальной форме проверки каждый ученик получает свое задание, которое предполагает выполнение его без посторонней помощи. Данная форма контроля позволяет выявить индивидуальные знания, способности и возможности каждого учащегося путем анализа результатов его самостоятельной умственно-практической деятельности. Учитель видит степень правильности ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, уровень развития логического мышления, культуру речи (в случае устного ответа). В классе нужно стремиться охватить индивидуальной проверкой каждого ученика класса, причем неоднократно. А так как в классе вместе учатся как сильные, так и слабые ученики, то учителю необходимо планировать такую индивидуальную проверку: когда, кого спросить, какие вопросы задать, какие использовать для этого средства.

При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагаются одинаковые или дифференцированные задания: проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняли по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания (в форме дидактической игры) по звеньям. Групповую форму проверки обычно применяют при повторении пройденного материала с целью обобщения и систематизации знаний, при выделении приемов и методов решения задач и выделении самого рационального из всех. Стоит также отметить, что оценивание при такой форме работы необязательно, иногда достаточно слова, отзыва, рецензии. Хорошо продуманная групповая проверка создает благоприятные условия для развития и воспитания учащихся.

Иногда групповую проверку проводят в виде уплотненного опроса, когда несколько учеников отвечают устно у доски или письменно за партами. Причем письменные задания часто предлагаются именно сильным учащимся с целью активизации их деятельности и повышения интереса к учебе, а результаты их деятельности в дальнейшем могут быть использованы всем классом как готовые при решении задач. Устные же ответы у доски эффективны при организации опроса в звене: дети получают задания, логически связанные между собой, а последовательные ответы на них используются всем классом для повторения материала по проверяемому разделу.

При фронтальной проверке задания предлагаются всему классу. Таким образом проверяется правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного и графического оформления, степень закрепления в памяти. Важна сознательность, обоснованность и доказательность в ответах учащихся. Учитывается также аккуратность выполнения заданий.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru