Можно назвать основные моменты процесса обучения, где прием устной проверки наиболее часто используется учителями:
проверка ответов и сообщений по домашнему заданию;
контроль знание учащийся
проверка знаний, умений и навыков по ранее изученному материалу, когда учитель не уверен в прочности его усвоения, а также, если он активно будет использоваться при введении новых знаний;
проверка усвоения учащимися теоретического материала;
проверка усвоения умений и навыков, как способов действий и способов деятельности;
проверка уровня развития математической речи;
проверка уровня развития логического мышления учащихся через умение рассуждать, делать выводы, доказывать и обосновывать свои действия;
проверка развития свойств и качеств мышления.
2. Проверка письменно-графических работ ставит перед собой те же цели, что и устная, но имеет свои особенности: возможность за сравнительно небольшой промежуток времени опросить желаемое число учащихся или полностью класс, экономия времени урока и большая, по сравнению с устной проверкой, объективность. Также надо отметить, что дидактические возможности такой проверки очень велики. Таким образом есть возможность проверить и усвоение теоретического материала и умение применять его при решении практических задач, а также еще раз проконтролировать такие основные навыки, как, например, вычислительные.
Однако подготовка к такому уроку займет у учителя много сил и времени, так как требует уделения особого внимания вопросам подготовки, организации, проведения и анализа полученных результатов. Причем на первом этапе основным является постановка цели, на втором - сообщение учащимся требований и условий проведения, на третьем - задача учителя состоит в том, чтобы следить за самостоятельностью учащихся, на четвертом - надо помнить, что тщательно проведенный анализ позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их ликвидации, а также содействует последующей организации текущего и тематического учета знаний и умений учащихся.
3. Проверка практических работ позволяет получить представление об умении учащихся применять знания при выполнении практических заданий, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными приборами. Поэтому при выполнении практических работ учащимся помимо умений решать задачи необходимо продемонстрировать навыки пользования измерительными приборами и дополнительными материалами. В этом и состоит основное отличие этого метода от других.
Рекомендуется, начиная с V класса проводить около 10 таких практических работ за учебный год. Причем они должны быть разноплановыми: это и обзорные работы по пройденной теме, и работы, направленные на закрепление новых знаний, или, наоборот, предшествующие изучению нового материала. Отсюда и оценка этих работ должна проводиться по-разному: результаты обзорных работ рекомендуется выставлять в журнал, по результатам тренировочных работ можно выставить только положительные отметки, а на работы подготовительного характера учителю полезно просто дать рецензию.
От рассмотрения общих вопросов, относящихся к организации контроля знаний учащихся, перейдем к конкретному виду контроля, а именно, к системе текущей проверки знаний.
Статьи по педагогике:
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины
Содержание дисциплины ориентированно на подготовку различных специалистов, обучающихся в средне-профессиональных учебных заведениях. Перед изучением курса студент должен освоить такие дисциплины, как «Науки о Земле», «Общая биология», «Физическая география», «Экономическая география». У студента до ...
Организация соревнования учащихся
В школах пока мало используется такое средство стимулирования учебной деятельности как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово "соревнование" пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и ...
Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...