Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 4

Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.

I прием.

У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.

II прием.

Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а несколько учащихся, что позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.

Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие. Например, самопроверка по образцу, которая применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение-образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и способствует самоорганизации учащихся.

Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения.

С его помощью можно проверить знание учащимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.

Его продолжительность обычно 5-10 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Текст диктанта может быть:

написан на плакате;

спроецирован на доску с помощью кодоскопа;

зачитан учителем.

Существует еще такая разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью ответа.

Приведем методику проведения диктанта.

Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая записей.

Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.

Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками, что дает учащимся возможность что–то исправить и сделать дополнения.

Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте. В 5-7 классах все работы проверяются учителем.

Этот метод проверки одинаково эффективен на всех этапах школьного обучения.

При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков (вычислительными навыками, умениями преобразовывать выражения и т.д.). Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.

При проведении самостоятельных и контрольных работ учитель сталкивается со следующими затруднениями:

дети заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее;

трудно подобрать задания одинаково посильные всем учащимся;

трудно организовать проверку самостоятельных работ.

Преодолеть указанные затруднения можно, во-первых, руководствуясь при подборе заданий требованиями стандарта образования, и, во-вторых, организовывая проверку разными способами: самопроверка, взаимопроверка, выборочная проверка.

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

Перечислим основные требования к организации контрольной работы.

Перед проведением контрольной работы учителю необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля. Они должны быть сообщены учащимся.

В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом ученик должен их оформить.

Учителю необходимо продумать, что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки, хотя бы в общих чертах, должны быть известны учащимся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре
Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре явля ...

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru