Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней

Страница 1

В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человека» (здоровье, семья, профессионализм, успех, патриотизм и т. п.).

Наркомания понимается как относительно распространенное статически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсиманических средств с соответствующими последствиями (8). Очевидно, наркотики так же, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

С психологической точки зрения наркомания может выступать как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.

Обращение к психоактивным веществам, в том числе и наркотикам, может выполнять и протестные функции. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и биологические факторы, однако «уход» в наркотики – это результат социальной неустроенности, неблагополучия отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни - «экзистенциального вакуума» (14), к девиатному (в том числе и аддиктивному) поведению подростков и молодежи приводят следующие, по мнению Ю.А. Клейберга, факторы:

- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен, и пр.) и формирующий духовный мир молодежи;

- состояние аномии (падение нравственности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов);

- осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация воспитания основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сама власть);

- неудовлетворенность социальных потребностей;

- отсутствие перспектив, в тоже время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане;

- плохая организация досуга;

- отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков (6).

Начиная с 2003 года, в Российской Федерации реализуется комплекс антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Одной из таких мер стало создание ФСКН России.

Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам. Усилиями органов наркоконтроля с июля 2003 года по октябрь 2007 года выявлено более 323 тыс. преступлений; пресечена деятельность свыше 36 тыс. преступных групп и сообществ; ликвидировано около 10 тыс. наркопритонов; проведено более 360 международных полицейских операций. За этот период российской наркополицией изъято из незаконного оборота 166 т. наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 7 т. героина, около 145 т. марихуаны и гашиша, почти 3 млрд. условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли (5). В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной. Об этом свидетельствуют изменения динамики роста по стране количества больных с диагнозом «наркомания». Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества наркобольных в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год – 26%, то за последние три года рост отмечался, только в десятых долях процента, т.е. негативная динамика наркоситуации не отмечается (5).

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru