Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней

Страница 1

В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человека» (здоровье, семья, профессионализм, успех, патриотизм и т. п.).

Наркомания понимается как относительно распространенное статически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсиманических средств с соответствующими последствиями (8). Очевидно, наркотики так же, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

С психологической точки зрения наркомания может выступать как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.

Обращение к психоактивным веществам, в том числе и наркотикам, может выполнять и протестные функции. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и биологические факторы, однако «уход» в наркотики – это результат социальной неустроенности, неблагополучия отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни - «экзистенциального вакуума» (14), к девиатному (в том числе и аддиктивному) поведению подростков и молодежи приводят следующие, по мнению Ю.А. Клейберга, факторы:

- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен, и пр.) и формирующий духовный мир молодежи;

- состояние аномии (падение нравственности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов);

- осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация воспитания основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сама власть);

- неудовлетворенность социальных потребностей;

- отсутствие перспектив, в тоже время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане;

- плохая организация досуга;

- отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков (6).

Начиная с 2003 года, в Российской Федерации реализуется комплекс антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Одной из таких мер стало создание ФСКН России.

Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам. Усилиями органов наркоконтроля с июля 2003 года по октябрь 2007 года выявлено более 323 тыс. преступлений; пресечена деятельность свыше 36 тыс. преступных групп и сообществ; ликвидировано около 10 тыс. наркопритонов; проведено более 360 международных полицейских операций. За этот период российской наркополицией изъято из незаконного оборота 166 т. наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 7 т. героина, около 145 т. марихуаны и гашиша, почти 3 млрд. условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли (5). В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной. Об этом свидетельствуют изменения динамики роста по стране количества больных с диагнозом «наркомания». Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества наркобольных в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год – 26%, то за последние три года рост отмечался, только в десятых долях процента, т.е. негативная динамика наркоситуации не отмечается (5).

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Понятие «Правовое воспитание», его содержание и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru