Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.
Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.
В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.
Содержание и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривает зону ближайшего нравственного развития. Например, если дети четвертого года поступают нравственно в основном под влиянием совета, указания воспитателя, то к концу пятого года они должны оказывать подобную помощь уже по собственному побуждению. Естественно, что подготовку к этой более высокой ступени поведения необходимо вести заблаговременно.
Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Также необходимо отметить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности. Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, определяют основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Все это позволяет обеспечить максимально эффективное решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, поставленных государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и усваивает необходимые знания, умениями, навыки, приобретает опыт.
Статьи по педагогике:
Методы контроля
Среди методов контроля выделяют: - Устная проверка. - Проверка письменных работ. - Проверка практических работ. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение д ...
Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой
психического развития
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнит ...
Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...