Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания

Страница 2

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.

Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.

Содержание и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривает зону ближайшего нравственного развития. Например, если дети четвертого года поступают нравственно в основном под влиянием совета, указания воспитателя, то к концу пятого года они должны оказывать подобную помощь уже по собственному побуждению. Естественно, что подготовку к этой более высокой ступени поведения необходимо вести заблаговременно.

Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Также необходимо отметить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности. Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, определяют основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Все это позволяет обеспечить максимально эффективное решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, поставленных государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и усваивает необходимые знания, умениями, навыки, приобретает опыт.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Педагогические требования к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...

Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке: 1. Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководи ...

Роль речи в психическом развитии ребенка
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru