Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 1

Задачи исследования Г.П. и И.П. Антоновой были поставлены следующие:

1. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов.

2. Изучить индивидуальные особенности и динамику внушаемости у младших школьников.

3. Выявить характер соотношения особенностей обучаемости и внушаемости учащихся.

Для определения степени обучаемости была использована методика, состоящая из трех заданий. Одно из них было построено на учебном материале (арифметическом), а два на неучебном. Все задания применялись в экспериментах с учащимися I-III классов.

Первое задание заключалось в выполнении видоизмененного теста числового ряда, разработанного Ю. Гутке для диагностики обучаемости детей. Оно было направлено на выявление умения самостоятельно находить закономерность в математическом материале и словесно формулировать ее. Задание заключалось в следующем: вначале ребенку показывали числовой ряд 1, 2, З . (образец) и требовали определить, в какой последовательности стоят числа, какое число должно быть следующим, а затем выбрать необходимую карточку с цифрой из набора и поставить в ряд. Затем испытуемому предлагалось продолжить поочередно 9 разных числовых рядов, начатых экспериментатором, путем выкладывания карточек с цифрами. Экспериментатор выкладывает перед ребенком первые три цифры числового ряда, ребенок должен выбрать четвертую, пятую и шестую цифры из набора шести-семи цифр и продолжить ряд, установив при этом принцип построения ряда.

При оценке выполнения задания учитывались количество и характер ошибок. Максимальное количество ошибок, которое мог допустить испытуемый при выполнении всего задания, - 110.

Второе задание - формирование искусственного понятия «гацун» на наглядном материале по измененной методике Выготского-Сафина.

Задание заключалось в следующем: испытуемому показывали одну фигурку красного цвета определенной величины и формы и говорили: «Она называется «гацун», показывали надпись на обратной стороне. Затем фигурку-образец убирали, выкладывали набор из 16 фигурок, отличающихся по форме (2 вида), по цвету (красные и зеленые), по величине (4 варианта), и предлагали ребенку выбрать только «гацуны» (см. рис.).

В правильности выбора он мог убедиться, перевернув фигурку, при неправильном выборе испытуемый должен был всесторонне проанализировать фигурку, предложенную в качестве образца, выделить существенные признаки (цвет и форма) и отвлечься от величины. Остальные фигурки ребенок должен был анализировать одновременно по двум существенным признакам, установив между ними связь, абстрагироваться от несущественного признака - величины - и сформулировать понятие «гацун». При определении уровня сформированности способности к обобщению учитывались как качественные, так и количественные показатели (количество ошибок).

Третье задание, разработанное Л.А. Венгером, направлено на выявление степени овладения умением подчинять свои действия поставленной задаче, способности осознавать способы действия и переносить их в новые условия.

Задание состояло из четырех серий.

Материал для первых трех серий - геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний – из квадратов, а средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками (по 17 в ряду), кружки - в промежутке между ними (по 16). Испытуемый должен был точно выполнять действия под диктовку и по правилам: соединять треугольники и квадраты только через кружки, линия узора все время должна идти вперед без перерывов.

В четвертой серии требовалось самостоятельное составление в клетках узора, не похожего на те узоры, которые рисовали раньше. Количественная обработка результатов работы проводилась с помощью системы очков.

Для изучения особенностей внушаемости детей была использована модифицированная методика И.Е. Шварца, состоящая из трех серий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Воспитание и обучение в Греции
О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление. Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами ...

Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...

Цель, задачи и организация экспериментального исследования
Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи: Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, воп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru