Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 2

Первые две серии включали 20 заданий, из них 10 заданий были построены на вербальном (словесном) материале, они требовали проявления творчества, самостоятельности в использовании имеющихся знаний и представлений (I серия). Другие 10 заданий построены на наглядном материале, выполнение их основывалось на восприятии конкретных наглядных объектов, которые облегчали решение задания, способствовали актуализации знаний, представлений и понятий (II серия). Во время эксперимента велись подробные протокольные записи, фиксировались ответы детей, особенности их поведения, внимания, эмоционального состояния и т.п.

В I серии экспериментов испытуемым предлагали такие задания: «Назови какое-нибудь число, например 2, или какое хочешь; назови какую-нибудь птицу, например воробья, или какую хочешь» и т. п. Во II серии экспериментов испытуемому поочередно показывали 10 карточек, на каждой из которых было по 8 картинок с изображением предметов различных категорий: посуда, овощи, фрукты, мебель и т. п. Например, на первой карточке нарисована посуда. Испытуемому предлагалось: «Выбери какую-нибудь картинку, например картинку, на которой нарисована кастрюля, или какую хочешь. Выбери картинку, на которой нарисовано яблоко, или какую хочешь» и т. п.

В процессе исследования стремились выяснить, выполняет ли ребенок задание самостоятельно или следует образцу, т.е. в какой степени у него проявляется внушаемость. III серия экспериментов проводилась по следующей методике: испытуемому показывали 13 отрезков линий в несколько сантиметров, причем каждая последующая линия на 1 см больше предыдущей. 6-й и 7-й, 9-й и 10-й отрезки были одинаковыми по длине. Демонстрируя отрезок за отрезком, экспериментатор каждый раз спрашивал: «Какая линия больше?» В эксперименте важно было выяснить, сравнивает ли ребенок все линии или следует только образцу, не замечая их реального соотношения. Внушаемость обнаруживается в том, что испытуемый, по аналогии с предыдущими, говорит, что 7-я линия больше 6-й, а 10-я больше 9-й.

Степень внушаемости детей определяли по количеству заданий, выполненных под влиянием внушения. Для каждого испытуемого и экспериментальной группы в целом был высчитан коэффициент внушаемости (К), за который приняли процентное отношение количества заданий, выполненных под влиянием внушения, к общему количеству заданий, предъявленных испытуемым.

В исследовании было выявлено, что у большинства первоклассников проявилась способность к самостоятельному анализу заданий с точки зрения поставленной задачи, установлению необходимой связи между данными, сравнению и обобщению предлагаемого материала, к выявлению общего существенного признака, принципа, правила, к выявлению закономерности, контролю за своими действиями. Вместе с тем у некоторых детей эти качества выразились недостаточно или слабо или совсем отсутствовали.

На основе анализа экспериментальных данных обнаружены большие индивидуальные различия в обучаемости детей, что послужило основанием для выделения трех ее уровней (высокий, средний, низкий) и распределения испытуемых соответственно на три группы.

Высокий уровень обучаемости характеризуется самостоятельным всесторонним анализом данных, выделением существенных и несущественных признаков, целесообразным оперированием существенными признаками новой закономерности, правила или понятия, умением формулировать их в слове. Дети с высоким уровнем обучаемости способны к самоконтролю и саморегуляции. Они умеют принять задание, подчинить свои действия поставленной задаче, образцу, примеру и в то же время проявить инициативу.

Для

среднего уровня обучаемости характерно проявление недостаточно полного анализа и синтеза. Дети со средним уровнем обучаемости не справляются с анализом одновременно по двум и более признакам, затрудняются в разграничении признаков на существенные и несущественные, в обобщении, в установлении закономерности, в формулировании правила и применении его. Эти дети могут частично контролировать свои действия, но не проявляют самостоятельность, затрудняются в проверке выполненного задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...

Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru