Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 3

Низкий уровень обучаемости проявился в элементном анализе и установлении одиночных связей между данными, в неумении анализировать объекты одновременно по двум признакам, разграничивать существенные и несущественные признаки. Дети при низкой обучаемости не могут выявить закономерность, правило, сформулировать понятие. Они действуют нецеленаправленно, хаотично, в основном путем проб и ошибок, не проявляя способности к саморегуляции и самоконтролю, к подчинению своих действий поставленной задаче, правилу.

Относительно высокая обучаемость проявилась у 38 (32%) первоклассников (I группа). Средняя обнаружена у 57 (49,1%) учащихся (II группа). Низкая выявлена у 21 (18,1%) ученика (III группа).

Анализ результатов изучения внушаемости испытуемых показал, что многие первоклассники обнаружили относительно низкие показатели внушаемости, в процессе выполнения заданий они стремились проявить самостоятельность, инициативу. Вместе с тем в показателях степени внушаемости первоклассников обнаружены значительные индивидуальные различия, что позволило выделить у испытуемых 4 уровня внушаемости и распределить их на 4 группы.

В первую группу объединены 24 (20,7%) первоклассника, обнаружившие самый низкий уровень внушаемости - невнушаемые. Большинство из них (16 человек) все задания выполняли с большим интересом, самостоятельно, проявляя целеустремленность, инициативу и волевое усилие. Пример экспериментатора использовали только в качестве ориентира для выполнения задания, но не копирования. Они обстоятельно обосновывали свои решения; условно эти дети названы активно невнушаемыми. Восемь детей из этой группы проявили негативизм к заданиям (часто отказывались от их выполнения, проявляли невосприимчивость к обучению; их условно назвали пассивно невнушаемыми). Под влиянием внушения дети первой группы выполнили от 0 до 1 задания.

Вторую группу составили 53 (45,7%) ребенка - трудновнушаемые. Под воздействием внушения они выполнили от 2 до 7 заданий из 28. В процессе экспериментов они стремились быть самостоятельными, активными. В третью группу вошел 31 внушаемый испытуемый (26,7%). Эти дети под воздействием внушения выполнили от 8 до 17 заданий. При выполнении заданий они проявляли интерес, но испытывали затруднения из-за недостатка необходимых знаний, внимательности, потребности в самостоятельном решении задач. Они стремились выполнить задание как можно быстрее, не заботясь о разнообразии решений, проявляли леность мышления, следовали образцу. Свои решения они обосновывали кратко, лаконично, но недостаточно убедительно.

В четвертую группу вошли 8 (6,9%) первоклассников - легковнушаемые. Под влиянием внушения они выполнили от 18 до 23 заданий. Дети данной группы при выполнении заданий не стремились к самостоятельности. Они не задумывались, почти механически использовали примеры экспериментатора. Для них характерны инертность, безынициативность, крайняя доверчивость, слепая исполнительность и репродуктивность мышления.

Средний коэффициент внушаемости у первоклассников составил 29,9, коэффициент внушаемости у детей первой группы - 0,8, второй - 12,7, третьей - 33,6, четвертой — 70,1%. Чтобы выяснить динамику внушаемости детей под влиянием обучения, исследования по этим методикам были продолжены с этими же детьми, когда они учились во II и III классах. При сравнении установлено, что за период обучения во II классе количество невнушаемых уменьшилось на 4 человека (за счет тех, которые в I классе не воспринимали или игнорировали задания), внушаемых — на 2 человека, легковнушаемых — на 1 человека. Вместе с тем количество трудновнушаемых увеличилось на 7 человек. Величина коэффициентов внушаемости у большинства испытуемых снизилась. Средний коэффициент внушаемости второклассников по сравнению с коэффициентом внушаемости первоклассников снизился на 16,5 %. Коэффициент внушаемости первой группы равен 0, второй - 9,4, третьей - 28,2 и четвертой - 62,3%. Результаты изучения внушаемости учащихся III класса показали, что на третьем году обучения у детей изменилась внушаемость в том же направлении, что и на втором. Произошло дальнейшее, но менее значительное снижение степени внушаемости у многих испытуемых. В III классе количество внушаемых уменьшилось на 3 человека, а легковнушаемых - на 4. Количество трудновнушаемых, наоборот, увеличилось на 5 человек, а невнушаемых увеличилось на 2 человека. Средний коэффициент внушаемости учащихся III класса по сравнению со II снизился на 9,2%.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знани ...

Учебная дисциплина, учебный предмет
Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную про ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru