Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 3

Низкий уровень обучаемости проявился в элементном анализе и установлении одиночных связей между данными, в неумении анализировать объекты одновременно по двум признакам, разграничивать существенные и несущественные признаки. Дети при низкой обучаемости не могут выявить закономерность, правило, сформулировать понятие. Они действуют нецеленаправленно, хаотично, в основном путем проб и ошибок, не проявляя способности к саморегуляции и самоконтролю, к подчинению своих действий поставленной задаче, правилу.

Относительно высокая обучаемость проявилась у 38 (32%) первоклассников (I группа). Средняя обнаружена у 57 (49,1%) учащихся (II группа). Низкая выявлена у 21 (18,1%) ученика (III группа).

Анализ результатов изучения внушаемости испытуемых показал, что многие первоклассники обнаружили относительно низкие показатели внушаемости, в процессе выполнения заданий они стремились проявить самостоятельность, инициативу. Вместе с тем в показателях степени внушаемости первоклассников обнаружены значительные индивидуальные различия, что позволило выделить у испытуемых 4 уровня внушаемости и распределить их на 4 группы.

В первую группу объединены 24 (20,7%) первоклассника, обнаружившие самый низкий уровень внушаемости - невнушаемые. Большинство из них (16 человек) все задания выполняли с большим интересом, самостоятельно, проявляя целеустремленность, инициативу и волевое усилие. Пример экспериментатора использовали только в качестве ориентира для выполнения задания, но не копирования. Они обстоятельно обосновывали свои решения; условно эти дети названы активно невнушаемыми. Восемь детей из этой группы проявили негативизм к заданиям (часто отказывались от их выполнения, проявляли невосприимчивость к обучению; их условно назвали пассивно невнушаемыми). Под влиянием внушения дети первой группы выполнили от 0 до 1 задания.

Вторую группу составили 53 (45,7%) ребенка - трудновнушаемые. Под воздействием внушения они выполнили от 2 до 7 заданий из 28. В процессе экспериментов они стремились быть самостоятельными, активными. В третью группу вошел 31 внушаемый испытуемый (26,7%). Эти дети под воздействием внушения выполнили от 8 до 17 заданий. При выполнении заданий они проявляли интерес, но испытывали затруднения из-за недостатка необходимых знаний, внимательности, потребности в самостоятельном решении задач. Они стремились выполнить задание как можно быстрее, не заботясь о разнообразии решений, проявляли леность мышления, следовали образцу. Свои решения они обосновывали кратко, лаконично, но недостаточно убедительно.

В четвертую группу вошли 8 (6,9%) первоклассников - легковнушаемые. Под влиянием внушения они выполнили от 18 до 23 заданий. Дети данной группы при выполнении заданий не стремились к самостоятельности. Они не задумывались, почти механически использовали примеры экспериментатора. Для них характерны инертность, безынициативность, крайняя доверчивость, слепая исполнительность и репродуктивность мышления.

Средний коэффициент внушаемости у первоклассников составил 29,9, коэффициент внушаемости у детей первой группы - 0,8, второй - 12,7, третьей - 33,6, четвертой — 70,1%. Чтобы выяснить динамику внушаемости детей под влиянием обучения, исследования по этим методикам были продолжены с этими же детьми, когда они учились во II и III классах. При сравнении установлено, что за период обучения во II классе количество невнушаемых уменьшилось на 4 человека (за счет тех, которые в I классе не воспринимали или игнорировали задания), внушаемых — на 2 человека, легковнушаемых — на 1 человека. Вместе с тем количество трудновнушаемых увеличилось на 7 человек. Величина коэффициентов внушаемости у большинства испытуемых снизилась. Средний коэффициент внушаемости второклассников по сравнению с коэффициентом внушаемости первоклассников снизился на 16,5 %. Коэффициент внушаемости первой группы равен 0, второй - 9,4, третьей - 28,2 и четвертой - 62,3%. Результаты изучения внушаемости учащихся III класса показали, что на третьем году обучения у детей изменилась внушаемость в том же направлении, что и на втором. Произошло дальнейшее, но менее значительное снижение степени внушаемости у многих испытуемых. В III классе количество внушаемых уменьшилось на 3 человека, а легковнушаемых - на 4. Количество трудновнушаемых, наоборот, увеличилось на 5 человек, а невнушаемых увеличилось на 2 человека. Средний коэффициент внушаемости учащихся III класса по сравнению со II снизился на 9,2%.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А. Методические рекомендации разработаны с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru