Правила сокращения слов и словосочетаний

Страница 1

В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.

Не допускается сокращение следующих общеупотребительных слов и словосочетаний: «так называемый», «так как», «например», «около», «формула».

Другие сокращения, если они необходимы, должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке» и включены в «Список сокращений» работы.

При сокращении слов и словосочетаний применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема в сокращенном слове должно остаться не менее двух букв. В конце слова, сокращенного методом усечения, ставится точка (.).

Примечание 1 - сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений, например:

век - в.;

год - г.;

страница - с.

Сокращение слов методом усечения может быть проведено по нескольким первым буквам, например:

глава - гл.;

статья - ст.;

иллюстрация - ил.;

абзац - абз.;

путем усечения суффикса и окончания, например:

советский - сов.;

доработка - дораб.;

критический - крит.

Слова, отличающиеся только приставками, сокращаются одинаково, например:

автор - авт.; народный - нар.;

соавтор - соавт.; международный - междунар.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:

крайний - крайн.;

ученый - учен.

Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из них, например:

классический - клас.;

металлический - метал.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то сокращенное слово должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:

польский - пол.;

сельский - сел.

При сокращении слов методом усечения можно отсекать максимальное количество букв, если не возникает затруднений в правильном понимании, например:

фундамент - фундам.

В противном случае следует применить более полную форму сокращения, например:

комический - комич., а не ком.;

статический - статич., а не стат.

При сокращении слова методом стяжения опускаются буквы в середине слова и заменяются дефисом, например:

доктор - д-р;

издательство - изд-во;

институт - и-т

Точку в конце таких сокращений не ставят, так как слово и сокращенная форма оканчиваются на одну и ту же букву.

При сокращении сложных слов и словосочетаний сокращают каждую составную часть.

В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например:

микрофиша - мфиша;

видеофонограмма - видеофоногр.;

диафильм - дф.

Примечание 2 - если в сложном слове сокращается первая часть, то в конце сокращения точка не ставится.

В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и записывают через дефис, например:

профессионально-технический - проф.-техн.

В словосочетаниях сокращают каждое слово, например:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...

Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...

Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru