Правила сокращения слов и словосочетаний

Страница 1

В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.

Не допускается сокращение следующих общеупотребительных слов и словосочетаний: «так называемый», «так как», «например», «около», «формула».

Другие сокращения, если они необходимы, должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке» и включены в «Список сокращений» работы.

При сокращении слов и словосочетаний применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема в сокращенном слове должно остаться не менее двух букв. В конце слова, сокращенного методом усечения, ставится точка (.).

Примечание 1 - сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений, например:

век - в.;

год - г.;

страница - с.

Сокращение слов методом усечения может быть проведено по нескольким первым буквам, например:

глава - гл.;

статья - ст.;

иллюстрация - ил.;

абзац - абз.;

путем усечения суффикса и окончания, например:

советский - сов.;

доработка - дораб.;

критический - крит.

Слова, отличающиеся только приставками, сокращаются одинаково, например:

автор - авт.; народный - нар.;

соавтор - соавт.; международный - междунар.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:

крайний - крайн.;

ученый - учен.

Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из них, например:

классический - клас.;

металлический - метал.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то сокращенное слово должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:

польский - пол.;

сельский - сел.

При сокращении слов методом усечения можно отсекать максимальное количество букв, если не возникает затруднений в правильном понимании, например:

фундамент - фундам.

В противном случае следует применить более полную форму сокращения, например:

комический - комич., а не ком.;

статический - статич., а не стат.

При сокращении слова методом стяжения опускаются буквы в середине слова и заменяются дефисом, например:

доктор - д-р;

издательство - изд-во;

институт - и-т

Точку в конце таких сокращений не ставят, так как слово и сокращенная форма оканчиваются на одну и ту же букву.

При сокращении сложных слов и словосочетаний сокращают каждую составную часть.

В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например:

микрофиша - мфиша;

видеофонограмма - видеофоногр.;

диафильм - дф.

Примечание 2 - если в сложном слове сокращается первая часть, то в конце сокращения точка не ставится.

В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и записывают через дефис, например:

профессионально-технический - проф.-техн.

В словосочетаниях сокращают каждое слово, например:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Актуализация информации, подготовка учащихся к чтению. Подготовительные упражнения
Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их (ориентировка на жанр текста). Назовите художественные произведения, которые вы знаете: сказки, рассказы, повести и т.д. О чём там говорится? Назовите французских писателей, которых вы знаете. Знаете ли вы автора данной книги? (знакомство с автором кн ...

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елоч ...

Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru