В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.
Не допускается сокращение следующих общеупотребительных слов и словосочетаний: «так называемый», «так как», «например», «около», «формула».
Другие сокращения, если они необходимы, должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке» и включены в «Список сокращений» работы.
При сокращении слов и словосочетаний применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема в сокращенном слове должно остаться не менее двух букв. В конце слова, сокращенного методом усечения, ставится точка (.).
Примечание 1 - сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений, например:
век - в.;
год - г.;
страница - с.
Сокращение слов методом усечения может быть проведено по нескольким первым буквам, например:
глава - гл.;
статья - ст.;
иллюстрация - ил.;
абзац - абз.;
путем усечения суффикса и окончания, например:
советский - сов.;
доработка - дораб.;
критический - крит.
Слова, отличающиеся только приставками, сокращаются одинаково, например:
автор - авт.; народный - нар.;
соавтор - соавт.; международный - междунар.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:
крайний - крайн.;
ученый - учен.
Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из них, например:
классический - клас.;
металлический - метал.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то сокращенное слово должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:
польский - пол.;
сельский - сел.
При сокращении слов методом усечения можно отсекать максимальное количество букв, если не возникает затруднений в правильном понимании, например:
фундамент - фундам.
В противном случае следует применить более полную форму сокращения, например:
комический - комич., а не ком.;
статический - статич., а не стат.
При сокращении слова методом стяжения опускаются буквы в середине слова и заменяются дефисом, например:
доктор - д-р;
издательство - изд-во;
институт - и-т
Точку в конце таких сокращений не ставят, так как слово и сокращенная форма оканчиваются на одну и ту же букву.
При сокращении сложных слов и словосочетаний сокращают каждую составную часть.
В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например:
микрофиша - мфиша;
видеофонограмма - видеофоногр.;
диафильм - дф.
Примечание 2 - если в сложном слове сокращается первая часть, то в конце сокращения точка не ставится.
В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и записывают через дефис, например:
профессионально-технический - проф.-техн.
В словосочетаниях сокращают каждое слово, например:
Статьи по педагогике:
Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1.Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2.Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучен ...
Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных
памятниках средней Азии
Культура и древние памятники на территории нынешнего Узбекистана. Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Результаты археологических исследований и письменные источники позволяют говорить о значительной роли этого региона в развитии древних цивилиз ...
Классификация
моделей и инструменты моделирования
Каждая модель создается для конкретной цели и, следовательно, уникальна. Однако наличие общих черт позволяет сгруппировать все их многообразие в отдельные классы, что облегчает их разработку и изучение. В теории рассматривается много признаков классификации и их количество не установилось. Тем не м ...