В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.
Не допускается сокращение следующих общеупотребительных слов и словосочетаний: «так называемый», «так как», «например», «около», «формула».
Другие сокращения, если они необходимы, должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке» и включены в «Список сокращений» работы.
При сокращении слов и словосочетаний применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема в сокращенном слове должно остаться не менее двух букв. В конце слова, сокращенного методом усечения, ставится точка (.).
Примечание 1 - сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений, например:
век - в.;
год - г.;
страница - с.
Сокращение слов методом усечения может быть проведено по нескольким первым буквам, например:
глава - гл.;
статья - ст.;
иллюстрация - ил.;
абзац - абз.;
путем усечения суффикса и окончания, например:
советский - сов.;
доработка - дораб.;
критический - крит.
Слова, отличающиеся только приставками, сокращаются одинаково, например:
автор - авт.; народный - нар.;
соавтор - соавт.; международный - междунар.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:
крайний - крайн.;
ученый - учен.
Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из них, например:
классический - клас.;
металлический - метал.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то сокращенное слово должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:
польский - пол.;
сельский - сел.
При сокращении слов методом усечения можно отсекать максимальное количество букв, если не возникает затруднений в правильном понимании, например:
фундамент - фундам.
В противном случае следует применить более полную форму сокращения, например:
комический - комич., а не ком.;
статический - статич., а не стат.
При сокращении слова методом стяжения опускаются буквы в середине слова и заменяются дефисом, например:
доктор - д-р;
издательство - изд-во;
институт - и-т
Точку в конце таких сокращений не ставят, так как слово и сокращенная форма оканчиваются на одну и ту же букву.
При сокращении сложных слов и словосочетаний сокращают каждую составную часть.
В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например:
микрофиша - мфиша;
видеофонограмма - видеофоногр.;
диафильм - дф.
Примечание 2 - если в сложном слове сокращается первая часть, то в конце сокращения точка не ставится.
В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и записывают через дефис, например:
профессионально-технический - проф.-техн.
В словосочетаниях сокращают каждое слово, например:
Статьи по педагогике:
Методы и приемы использования демонстрационныхматериалов
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. Несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, та ...
Роль решения задач
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой. Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сл ...
Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...