Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 4

Таким образом, в исследовании установлено, что большинство учащихся I-III классов обладают внушаемостью, но степень проявления ее у разных детей и разных классов различная. Внушаемость дает возможность школьникам быть восприимчивее к обучению. Тот факт, что уровень внушаемости во II-III классах несколько снижается, можно объяснить тем, что в процессе систематического обучения совершенствуются навыки учебной деятельности учащихся и повышаются требования к их самостоятельности и творчеству. Вместе наблюдения показывают, что при выполнении заданий повышенной трудности степень внушаемости учащихся может возрасти. Все это указывает на необходимость учитывать особенности внушаемости при организации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы определить, в каком соотношении находятся уровни обучаемости и внушаемости учащихся, был проведен сравнительный анализ. Полученные данные свидетельствуют о наличии тесной связи между внушаемостью и обучаемостью и о том, что степень внушаемости детей как свойство личности заметно влияет на восприимчивость к обучению. В большинстве случаев повышение уровня обучаемости связано с некоторым снижением уровня внушаемости детей. Так, большинство первоклассников с высоким уровнем обучаемости оказались трудновнушаемыми и невнушаемыми. И это не случайно, так как большая восприимчивость предполагает творческий подход к решению проблем на основе глубокого анализа предлагаемой информации, а не слепое следование образцу. Образец они воспринимают, но он для них является в основном толчком для определения направления самостоятельной мыслительной деятельности в создании и решении проблемных задач.

Группу первоклассников со средним уровнем обучаемости составили в основном трудновнушаемые и внушаемые. Это, видимо, говорит о том, что слепое следование образцу, без глубокого анализа и осознания примера и принципа его построения не приводит к успеху в обучении. Данное предположение подтверждается и таким фактом, что третью группу, с относительно низкими показателями обучаемости, в основном составили легковнушаемые и внушаемые ученики (61,9%), которые были недостаточно инициативны, ленивы, не стремились к анализу, к поиску, хотели как можно быстрее отделаться от задания, не проявляли достаточного интереса к знаниям. Восемь (38,9%) первоклассников третьей группы оказались невнушаемыми, потому что они были пассивны, безразличны, невнимательны, не воспринимали и не хотели воспринимать задание, часто отказывались выполнять его. Их решения были случайны и хаотичны без какого-либо обоснования. Они проявляли негативизм ко всему, что шло от других людей.

Что касается характера соотношения уровней обучаемости и внушаемости учащихся II-III классов, то он остался таким же, как и в I классе. С высоким уровнем обучаемости большинство второклассников (70%) и третьеклассников (69,0%) были трудновнушаемыми. Легковнушаемых в этих группах не было. Учащиеся II-III классов со средним уровнем обучаемости преимущественно оказались трудновнушаемыми и внушаемыми.

У 8 второклассников и 9 третьеклассников проявилась невнушаемость. Среди этих учащихся легковнушаемых не обнаружено. Относительно большое количество второклассников и учащихся третьих классов с низким уровнем обучаемости оказались внушаемыми и легковнушаемыми. И только 2 второклассника и 1 ученик III класса продолжали оставаться пассивно невнушаемыми. В I классе таких было 8 учеников.

Итак, в исследовании установлено:

1. У большинства младших школьников проявляются такие качества, как внушаемость и обучаемость, но степень проявления их у разных детей различна.

2. Определенный уровень сформированности обучаемости и внушаемости устойчиво характеризует познавательную деятельность большинства учеников на протяжении трехлетнего периода их изучения, что позволяет считать эти качества относительно устойчивыми образованиями, входящими в структуру личности ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Отметка в школьной жизни ребенка
Школьная жизнь ребенка яркая и разнообразная. Она заполнена различными видами деятельности и общения. В своем общении с другими ребенок действует почти бессознательно, импульсивно, эмоционально. Это все происходит по той простой причине, что с самого раннего детства у него возникла потребность обще ...

Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru