Оценка уровня обучаемости младших школьников

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Оценка уровня обучаемости младших школьников

Страница 4

Таким образом, в исследовании установлено, что большинство учащихся I-III классов обладают внушаемостью, но степень проявления ее у разных детей и разных классов различная. Внушаемость дает возможность школьникам быть восприимчивее к обучению. Тот факт, что уровень внушаемости во II-III классах несколько снижается, можно объяснить тем, что в процессе систематического обучения совершенствуются навыки учебной деятельности учащихся и повышаются требования к их самостоятельности и творчеству. Вместе наблюдения показывают, что при выполнении заданий повышенной трудности степень внушаемости учащихся может возрасти. Все это указывает на необходимость учитывать особенности внушаемости при организации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы определить, в каком соотношении находятся уровни обучаемости и внушаемости учащихся, был проведен сравнительный анализ. Полученные данные свидетельствуют о наличии тесной связи между внушаемостью и обучаемостью и о том, что степень внушаемости детей как свойство личности заметно влияет на восприимчивость к обучению. В большинстве случаев повышение уровня обучаемости связано с некоторым снижением уровня внушаемости детей. Так, большинство первоклассников с высоким уровнем обучаемости оказались трудновнушаемыми и невнушаемыми. И это не случайно, так как большая восприимчивость предполагает творческий подход к решению проблем на основе глубокого анализа предлагаемой информации, а не слепое следование образцу. Образец они воспринимают, но он для них является в основном толчком для определения направления самостоятельной мыслительной деятельности в создании и решении проблемных задач.

Группу первоклассников со средним уровнем обучаемости составили в основном трудновнушаемые и внушаемые. Это, видимо, говорит о том, что слепое следование образцу, без глубокого анализа и осознания примера и принципа его построения не приводит к успеху в обучении. Данное предположение подтверждается и таким фактом, что третью группу, с относительно низкими показателями обучаемости, в основном составили легковнушаемые и внушаемые ученики (61,9%), которые были недостаточно инициативны, ленивы, не стремились к анализу, к поиску, хотели как можно быстрее отделаться от задания, не проявляли достаточного интереса к знаниям. Восемь (38,9%) первоклассников третьей группы оказались невнушаемыми, потому что они были пассивны, безразличны, невнимательны, не воспринимали и не хотели воспринимать задание, часто отказывались выполнять его. Их решения были случайны и хаотичны без какого-либо обоснования. Они проявляли негативизм ко всему, что шло от других людей.

Что касается характера соотношения уровней обучаемости и внушаемости учащихся II-III классов, то он остался таким же, как и в I классе. С высоким уровнем обучаемости большинство второклассников (70%) и третьеклассников (69,0%) были трудновнушаемыми. Легковнушаемых в этих группах не было. Учащиеся II-III классов со средним уровнем обучаемости преимущественно оказались трудновнушаемыми и внушаемыми.

У 8 второклассников и 9 третьеклассников проявилась невнушаемость. Среди этих учащихся легковнушаемых не обнаружено. Относительно большое количество второклассников и учащихся третьих классов с низким уровнем обучаемости оказались внушаемыми и легковнушаемыми. И только 2 второклассника и 1 ученик III класса продолжали оставаться пассивно невнушаемыми. В I классе таких было 8 учеников.

Итак, в исследовании установлено:

1. У большинства младших школьников проявляются такие качества, как внушаемость и обучаемость, но степень проявления их у разных детей различна.

2. Определенный уровень сформированности обучаемости и внушаемости устойчиво характеризует познавательную деятельность большинства учеников на протяжении трехлетнего периода их изучения, что позволяет считать эти качества относительно устойчивыми образованиями, входящими в структуру личности ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...

Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...

Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru