Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Страница 1

По результатам проведенного экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей по организации коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.

В соответствии с теоретическими и практическими исследованиями эмоциональной сферы детей, проведенные специалистами Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой, представляем следующие основные условия осуществления коррекционного воздействия при работе с эмоциональной сферой ребенка с задержкой психического развития:

– проведение коррекционного воздействия по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;

– системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные процессы), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психолого-педагогической диагностики развития;

– оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;

– формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках, а также учет того, что цели коррекционного воздействия должны быть реалистичными;

– охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.

Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей.

Цель коррекции эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития в музыкальной деятельности:

– гармонизация личности ребенка с задержкой психического развития,

– восстановление и коррекция психоэмоционального состояния ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

Задачи коррекционно-воспитательного процесса:

– помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью;

– способствовать преодолению неадекватных форм поведения;

– содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития предлагаем проводить с помощью музыкальной деятельности в несколько этапов:

1. Первый этап «Музыка – язык чувств». На этом этапе происходит обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогает накоплению эмоциональных впечатлений. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.

2. Второй этап – «Образ в движении». На этом этапе происходит приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на этом этапе работают над воссозданием, воспроизведением чувств.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
Цель практической части исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их со ...

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru