Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Страница 2

3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе.

Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».

Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:

– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

– снятие психоэмоционального возбуждения;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;

– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

– моделирование положительного состояния (катарсиса).

Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы:

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:

– как катализатор эмоциональных процессов,

– как музыкальный фон во время рисования,

– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.

2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:

– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;

– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую- то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).

Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении».

Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru