Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Страница 2

3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе.

Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».

Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:

– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

– снятие психоэмоционального возбуждения;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;

– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

– моделирование положительного состояния (катарсиса).

Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы:

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:

– как катализатор эмоциональных процессов,

– как музыкальный фон во время рисования,

– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.

2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:

– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;

– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую- то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).

Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении».

Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Понятие и сущность профессиональной культуры
Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой лич ...

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru