Развитие эмоций у дошкольников с ЗПР является необходимым условием успешности развития детей данной категории. Проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития целесообразно проводить посредством музыкальной деятельности, соблюдая при этом необходимые условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать в целом успешной социализации дошкольников с ЗПР.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
Экспериментальное исследование подтвердило выводы специалистов о недостаточности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. Ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Было отмечено, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.
Анализ проведенного исследования приводит к выводу о том, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно при условии включения в процесс воспитания и обучения одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной деятельности. Проведение коррекционной работы по развитию эмоций дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкальной деятельности необходимо проводить, соблюдая при этом условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать успешному развитию личности в целом дошкольников с ЗПР.
В процессе исследования, изложенного в данной работе, и анализа его результатов нам удалось реализовать цель и выполнить поставленные задачи исследования. Были изучены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявлены наиболее эффективные средства и оптимальные условия развития эмоций дошкольников с ЗПР.
Таким образом, проведенное исследование имеет важную практическую значимость, которая состоит в разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности. Представленные рекомендации могут помочь воспитателям и музыкальным работникам в организации коррекционного процесса по развитию эмоций у дошкольников с ЗПР, что является необходимым условием успешной социализации детей данной категории.
Статьи по педагогике:
Классификация праздников для детей младшего школьного
возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...
Дошкольное образование в Великобритании
Ключевым тут является слово «дошкольная». Основной функцией британских дошкольных учреждений является подготовка к школе. Они и называются школами. И если французскую материнскую школу можно назвать детским садом, английское заведение для малышей – это именно школа. Дошкольные группы часто организу ...
Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...