Современные тенденции иформировании идеалов в образовании

Страница 1

Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки:

- государство гарантирует "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье";

- "Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости";

- "Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства".

Гуманистический характер образования означает приверженность неким общим, "вечным" принципам и нормам. Это стремление видится правильным в силу того, что оно обусловлено культурными общечеловеческими традициями. Идеал не может быть сформулирован на основе приходящих правил, привычек и пр., он должен формироваться на основе традиции. Об этом в частности говорит И.П. Подласый.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитании и образовании означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности.

Эти ценности мы находим и в формулировках Аристотеля и Руссо, Макаренко и Ушинского, Выготского и др.; в конституциях Великобритании, США и России; в религиозных текстах мусульман, христиан и иудеев. Это ценность человеческой жизни и здоровья, ценность семьи и дружбы, ценность доброты и любви, ценность взаимопомощи, самопожертвования, ценность любви к собственному дому, городу, стране, миру, природе и пр.

Часто формулировки гуманистов вызывают улыбку как чересчур сентиментальные, реализовать которые в современном мире невозможно. Вот что по этому поводу пишут эксперты: "Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому гуманистическому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого необходимо стремиться. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель".

"Сегодня, пишет И.П. Подласый, главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей".

Воспитание гуманистических ценностей в подрастающем поколении задается в наших школах пока рамочно. На сегодняшний день крайне мало отечественных воспитательных систем, способных реализовать высокие цели в современных условиях. В данной работе в Приложении 1 приведены те из воспитательных систем, которые своей научной проработкой и опытом реализации доказывают возможность претендовать на право называться системой, реализующей современные цели воспитания. В Приложении рассматриваются основные характеристики этих систем, без претензии на попытку их оценивания или критики.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Динамика формирования экологической культуры родителей с использованием интернет – ресурсов
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности использования интернет – ресурсов в формировании экологической культуры родителей с помощью разработанных нами рекомендаций. Для определения эффективности проделанной работы, мы использовали диагностические методики «Натурафил» и «ЭЗОП», разра ...

Антропологический принцип в современном познании
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры обще­человеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не ...

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru