Современные тенденции иформировании идеалов в образовании

Страница 1

Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки:

- государство гарантирует "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье";

- "Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости";

- "Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства".

Гуманистический характер образования означает приверженность неким общим, "вечным" принципам и нормам. Это стремление видится правильным в силу того, что оно обусловлено культурными общечеловеческими традициями. Идеал не может быть сформулирован на основе приходящих правил, привычек и пр., он должен формироваться на основе традиции. Об этом в частности говорит И.П. Подласый.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитании и образовании означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности.

Эти ценности мы находим и в формулировках Аристотеля и Руссо, Макаренко и Ушинского, Выготского и др.; в конституциях Великобритании, США и России; в религиозных текстах мусульман, христиан и иудеев. Это ценность человеческой жизни и здоровья, ценность семьи и дружбы, ценность доброты и любви, ценность взаимопомощи, самопожертвования, ценность любви к собственному дому, городу, стране, миру, природе и пр.

Часто формулировки гуманистов вызывают улыбку как чересчур сентиментальные, реализовать которые в современном мире невозможно. Вот что по этому поводу пишут эксперты: "Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому гуманистическому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого необходимо стремиться. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель".

"Сегодня, пишет И.П. Подласый, главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей".

Воспитание гуманистических ценностей в подрастающем поколении задается в наших школах пока рамочно. На сегодняшний день крайне мало отечественных воспитательных систем, способных реализовать высокие цели в современных условиях. В данной работе в Приложении 1 приведены те из воспитательных систем, которые своей научной проработкой и опытом реализации доказывают возможность претендовать на право называться системой, реализующей современные цели воспитания. В Приложении рассматриваются основные характеристики этих систем, без претензии на попытку их оценивания или критики.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших школьников
По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней
В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человек ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru