История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Страница 1

При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание.

Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились использовать музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Первые попытки использования музыки относятся к середине 19 века. Так, в 1859 году директор Санкт-Петербургского училища для глухонемых Я.Т. Спешнев, ученик и приемник В.И. Флери, впервые в Росси ввел в учебный план экспериментальные занятия с использованием музыки.

М. Богданов-Березовский в книге "Положение глухонемых в России" отмечает, что эти уроки уже за один учебный год дали заметные результаты. Он приводит выдержку из обращения в Опекунский совет управляющего училищем с просьбой разрешить ввести систематические занятия с использованием музыки. К сожалению, ходатайство было отклонено, и эти уроки не были включены в учебный план.

В нашей стране музыкальная ритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала применяться с 30-х гг. ХХ в. Ритмика, кроме своей основной цели - развитие общей моторики и координации движений и воспитание ритма через движения (основная идея Жака Далькроза - первого организатора ритмики как предмета) в условиях работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала использоваться для развития ритмической структуры устной речи.

Через движение к ритму речи - такой подход с использованием двигательных упражнений под музыку и соединения их с речью начали разрабатывать с 1926 г. в ритмическом кабинете Научно-практического института слуха и речи в Ленинграде. Этот новый подход не ограничивал ритмику выполнением только ритмических движений под музыку, а расширял ее возможностью произносительной стороны речи глухих детей, воспитания "говорящего глухонемого".

Полученные данные свидетельствовали о перспективности разрабатываемого подхода и позволили уже с 1929 г. ввести уроки ритмики в учебный план школ для глухих детей. Перед этими уроками были поставлены задачи художественного и нравственного воспитания учащихся средствами музыки, физического их развития, расширения кругозора, подготовки к трудовой деятельности, обогащения словаря. Особое значение придавалось формированию у школьников ритмической структуры речи, что осуществлялось с помощью развития у детей свободных, ритмичных, координированных движений, соединения их с музыкой и словом.

При проведении уроков ритмики ориентация глухих детей на музыкальное звучание осуществлялась прежде всего на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки учителем. При опоре на вибрационные ощущения глухие дети воспринимали лишь аккордовое звучание в низком и среднем регистрах фортепиано, различали контрастные динамические и темповые отношения в музыке, простейшие ритмы и метрический акцент. Использование специально сконструированного для уроков ритмики звукоусиливающего аппарата не оказывало глухим учащимся существенной помощи в восприятии музыки. С этим аппаратом дети могли воспринимать только звуки рояля в низком и среднем регистрах до половины 1 октавы и различать скорость чередования звуков и их силу. У детей с большой потерей слуха сенсорная основа восприятия музыки была резко сужена, что ограничивало возможность использования музыкальных средств для их обучения и воспитания.

В дальнейшем создание новой, более качественной стационарной звукоусиливающей аппаратуры позволило в условиях специального обучения расширить возможности восприятия элементов музыки учащимися. Так, результаты обучения в слуховом кабинете глухих школьников со значительными остатками слуха, полученные И.Г. Багровой, показали, что дети могут научиться различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов, определенные тембры певческих голосов, узнавать мелодии песен, получить представление о звучании хора и оркестра.

В 1960-1970-х гг. уроки ритмики были исключены из учебного плана школы для глухих детей. Музыка в грамзаписи использовалась в основном на занятиях в слуховом кабинете. Эти занятия проводили в младших классах два раза в неделю. Слушание музыки составляло лишь небольшую их часть. Школьники учились различать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры характер музыки (грустный, веселый) и определенные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), метр (двух-, трех-, четырехдольный), регистры (низкий и высокий), тембры певческих голосов (мужской, женский), и музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, труба), а также сольное и коллективное исполнение инструментов.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru