История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Страница 1

При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание.

Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились использовать музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Первые попытки использования музыки относятся к середине 19 века. Так, в 1859 году директор Санкт-Петербургского училища для глухонемых Я.Т. Спешнев, ученик и приемник В.И. Флери, впервые в Росси ввел в учебный план экспериментальные занятия с использованием музыки.

М. Богданов-Березовский в книге "Положение глухонемых в России" отмечает, что эти уроки уже за один учебный год дали заметные результаты. Он приводит выдержку из обращения в Опекунский совет управляющего училищем с просьбой разрешить ввести систематические занятия с использованием музыки. К сожалению, ходатайство было отклонено, и эти уроки не были включены в учебный план.

В нашей стране музыкальная ритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала применяться с 30-х гг. ХХ в. Ритмика, кроме своей основной цели - развитие общей моторики и координации движений и воспитание ритма через движения (основная идея Жака Далькроза - первого организатора ритмики как предмета) в условиях работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала использоваться для развития ритмической структуры устной речи.

Через движение к ритму речи - такой подход с использованием двигательных упражнений под музыку и соединения их с речью начали разрабатывать с 1926 г. в ритмическом кабинете Научно-практического института слуха и речи в Ленинграде. Этот новый подход не ограничивал ритмику выполнением только ритмических движений под музыку, а расширял ее возможностью произносительной стороны речи глухих детей, воспитания "говорящего глухонемого".

Полученные данные свидетельствовали о перспективности разрабатываемого подхода и позволили уже с 1929 г. ввести уроки ритмики в учебный план школ для глухих детей. Перед этими уроками были поставлены задачи художественного и нравственного воспитания учащихся средствами музыки, физического их развития, расширения кругозора, подготовки к трудовой деятельности, обогащения словаря. Особое значение придавалось формированию у школьников ритмической структуры речи, что осуществлялось с помощью развития у детей свободных, ритмичных, координированных движений, соединения их с музыкой и словом.

При проведении уроков ритмики ориентация глухих детей на музыкальное звучание осуществлялась прежде всего на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки учителем. При опоре на вибрационные ощущения глухие дети воспринимали лишь аккордовое звучание в низком и среднем регистрах фортепиано, различали контрастные динамические и темповые отношения в музыке, простейшие ритмы и метрический акцент. Использование специально сконструированного для уроков ритмики звукоусиливающего аппарата не оказывало глухим учащимся существенной помощи в восприятии музыки. С этим аппаратом дети могли воспринимать только звуки рояля в низком и среднем регистрах до половины 1 октавы и различать скорость чередования звуков и их силу. У детей с большой потерей слуха сенсорная основа восприятия музыки была резко сужена, что ограничивало возможность использования музыкальных средств для их обучения и воспитания.

В дальнейшем создание новой, более качественной стационарной звукоусиливающей аппаратуры позволило в условиях специального обучения расширить возможности восприятия элементов музыки учащимися. Так, результаты обучения в слуховом кабинете глухих школьников со значительными остатками слуха, полученные И.Г. Багровой, показали, что дети могут научиться различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов, определенные тембры певческих голосов, узнавать мелодии песен, получить представление о звучании хора и оркестра.

В 1960-1970-х гг. уроки ритмики были исключены из учебного плана школы для глухих детей. Музыка в грамзаписи использовалась в основном на занятиях в слуховом кабинете. Эти занятия проводили в младших классах два раза в неделю. Слушание музыки составляло лишь небольшую их часть. Школьники учились различать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры характер музыки (грустный, веселый) и определенные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), метр (двух-, трех-, четырехдольный), регистры (низкий и высокий), тембры певческих голосов (мужской, женский), и музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, труба), а также сольное и коллективное исполнение инструментов.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Понятие «Правовое воспитание», его содержание и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...

Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий
Совершенствование и развитие ресурсных циклов является основным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах. Данные принципы, возможно, использовать в любой области природопользования и производства. Их можно сформулировать следующим образ ...

Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным разв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru