При глубоком рассмотрении индивидуальной профилактики мы выявили три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего.
Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудовыми навыками, повышении производственной квалификации, принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, привлечение их к участию в спортивных и других кружках, секциях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.
Анализ практики, в частности возбужденных уголовных дел, показал нам, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись неблагоприятные условия их семейного воспитания, а более чем в 80% случаев несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности предупреждения правонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, является выявление и устранение криминогенных факторов, обусловливающих противоправное поведение подростков. Определенным типам криминогенных факторов или причинных комплексов, обусловливающих соответствующие виды и формы противоправного поведения, должны соответствовать адекватные системы предупредительных мер и механизм их реализации.
В связи с этим в оптимизации процесса предупреждения правонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном считаем мы, становится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующихся антиобщественным поведением, а также разработка механизма защиты от их отрицательного воздействия.
Следует особо почеркнуть, что немаловажное значение в конкретизации программы и технологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, унижение, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь нам представляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.
Экстенсивность и интенсивность влияния, как нам кажется, во многом обусловливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:
— наличие незначительных отклонений в поведении,
— совершение административных правонарушений,
— совершение в прошлом преступления,
— совершение в прошлом нескольких преступлений.
Естественно, что в данном процессе негативного влияния на подростка преуспевают, по нашему твердому убеждению, лица, имеющие наибольший антисоциальный и преступный опыт.
Наиболее эффективно механизм защиты несовершеннолетних от отрицательного воздействия взрослых правонарушителей применялся нами при учете условий социально-негативного характера. К ним мы относим следующии: неблагоприятные условия семейного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психоло-гические особенности несовершеннолетних.
Статьи по педагогике:
Стресс
Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общи ...
Особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе
В настоящее время в школе доминирует традиционная методика обучения и оценивания. Термином «традиционная методика» обозначается методика, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий. «Она сохраняется до сих пор, и после перехода на новые программы, но не в силу своих высоки ...
Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения
В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая де ...