Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 1

При глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего.

Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо­выми навыками, повышении производственной квалифика­ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя­тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз­ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при­влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци­ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Анализ практики, в частности возбужденных уголовных дел, показал нам, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись неблагоприятные условия их семейного воспитания, а более чем в 80% случаев несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, является выявление и уст­ранение криминогенных факторов, обусловливающих противо­правное поведение подростков. Определенным типам кримино­генных факторов или причинных комплексов, обусловливаю­щих соответствующие виды и формы противоправного поведе­ния, должны соответствовать адекватные системы предупреди­тельных мер и механизм их реализации.

В связи с этим в оптимизации процесса предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном считаем мы, становится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующих­ся антиобщественным поведением, а также разработка меха­низма защиты от их отрицательного воздействия.

Следует особо почеркнуть, что немаловажное значение в конкретизации программы и тех­нологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, униже­ние, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь нам пред­ставляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.

Экстенсивность и интенсивность влияния, как нам кажется, во многом обуслов­ливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:

— наличие незначительных отклонений в поведении,

— совершение административных правонарушений,

— совершение в прошлом преступления,

— совершение в прошлом нескольких преступлений.

Естественно, что в данном процессе негативного влияния на подростка преуспевают, по нашему твердому убеждению, лица, имеющие наибольший антисоци­альный и преступный опыт.

Наиболее эффективно механизм защиты несовершеннолет­них от отрицательного воздействия взрослых правонарушите­лей применялся нами при учете условий социально-нега­тивного характера. К ним мы относим следующии: неблагоприятные условия семей­ного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психоло-гические особенности несовершеннолетних.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Физиологи А.Н.Кабанов, А.П. Чабовская отмечают, что возраст 6-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 7-10 см. К 7 годам средняя длина тела мальчиков достигает 118-128 см, девочек – 117-127 см, средняя масса тела мальчиков в этом возрасте колеблется от 22, ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru