Современные тенденции иформировании идеалов в образовании

Страница 2

Если касательно целей воспитания гуманистических ценностей ясно, то, как обстоят дела с системой современного образования? Актуальные тенденции в образовании на сегодняшний день - это увеличение количества необходимых для усвоения знаний, постоянная необходимость обновления умений и навыков, частая смена профессиональных требований, высокая плотность конкуренции на профессиональном рынке.

В подобной ситуации многие образовательные системы и институты не успевают за требованиями времени. Зачастую это даже невозможно. Как, например, можно передать современному школьнику тот объем знаний, который накопился за три тысячелетия? Даже чрезмерное уплотнение знаний и растягивание сроков обучения не позволяют сделать этого. И здесь снова на первый план выходят универсальные умения человека анализировать, оценивать, выбирать. Эти умения должны применяться осознанно, что опять же невозможно при отсутствии у человека всестороннего воспитания в духе принципов гуманизма. Оно позволяет человеку с большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели, на основе которых уже и будет подбираться необходимый объем знаний, умений и навыков.

Большинство педагогов, таких как Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др. уверены, что идеальным периодом для становления подобной самостоятельности является юношеский возраст. Но чтобы возможность для самоопределения вообще существовала, необходима соответствующая педагогическая работа с ребенком с его самого раннего детства.

Вообще полагание целей в образовании и воспитании – это не пересмотр всего накопленного опыта педагога. Многие эксперты замечают парадоксальную вещь: именно советское время с его режимом и строгой цензурой подарило нам талантливых педагогов вроде Выготского и Макаренко, которые, по сути, предложили абсолютно новое направление педагогической мысли. И это направление было отчасти основано на старой идеологии, старой школе, с новыми мыслями, свежими идеями, но с вечными принципами и идеалами.

Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам – постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.

Подводя итоги вышесказанному, выделим следующие актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

- существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

- сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Методики сбора, обработки и хранения педагогической информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru