Современные тенденции иформировании идеалов в образовании

Страница 2

Если касательно целей воспитания гуманистических ценностей ясно, то, как обстоят дела с системой современного образования? Актуальные тенденции в образовании на сегодняшний день - это увеличение количества необходимых для усвоения знаний, постоянная необходимость обновления умений и навыков, частая смена профессиональных требований, высокая плотность конкуренции на профессиональном рынке.

В подобной ситуации многие образовательные системы и институты не успевают за требованиями времени. Зачастую это даже невозможно. Как, например, можно передать современному школьнику тот объем знаний, который накопился за три тысячелетия? Даже чрезмерное уплотнение знаний и растягивание сроков обучения не позволяют сделать этого. И здесь снова на первый план выходят универсальные умения человека анализировать, оценивать, выбирать. Эти умения должны применяться осознанно, что опять же невозможно при отсутствии у человека всестороннего воспитания в духе принципов гуманизма. Оно позволяет человеку с большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели, на основе которых уже и будет подбираться необходимый объем знаний, умений и навыков.

Большинство педагогов, таких как Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др. уверены, что идеальным периодом для становления подобной самостоятельности является юношеский возраст. Но чтобы возможность для самоопределения вообще существовала, необходима соответствующая педагогическая работа с ребенком с его самого раннего детства.

Вообще полагание целей в образовании и воспитании – это не пересмотр всего накопленного опыта педагога. Многие эксперты замечают парадоксальную вещь: именно советское время с его режимом и строгой цензурой подарило нам талантливых педагогов вроде Выготского и Макаренко, которые, по сути, предложили абсолютно новое направление педагогической мысли. И это направление было отчасти основано на старой идеологии, старой школе, с новыми мыслями, свежими идеями, но с вечными принципами и идеалами.

Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам – постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.

Подводя итоги вышесказанному, выделим следующие актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

- существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

- сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста
Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина. Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно перво ...

Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих
Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. ...

Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их воплощение в его профессиональной деятельности
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru