Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования

Страница 2

Рассматривая обучение как специфическую форму социальных взаимодействий, Л.С. Выготский утверждал, что «всякая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды, в двух планах: сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Таким образом, характер совместной деятельности, способы разрешения противоречий становятся важнейшим условием развития учащихся и продвижения их вперед. Необходимо отчетливо видеть, что в процессе ее осуществляется социальное взаимодействие, создающее ситуации развития и становления личности обучающегося за счет создания общности смыслов, ценностей, способов достижения результатов в процессе общения, обмена информацией, способами деятельности, ценностями. В системе социальных отношений и взаимодействий происходит преобразование человеком самого себя. Итак, по своей сути процесс обучения порождает не только интеллектуальные изменения, но и личностные новообразования. Взаимосвязь между обучением, развитием и воспитанием будущего профессионала выступает как объективная закономерность процесса обучения. Но характер воспитания и развития может быть разным в зависимости от типа обучения, особенностей личностных воздействий и взаимодействий педагога с учащимися: позитивным и негативным, частично развивающим и интенсивно развивающим.

Недооценка развивающих возможностей процесса обучения, ориентация преподавателя лишь на усвоение студентами знаний и способов стереотипной деятельности ведет к тому, что у студентов формируется в основном репродуктивный тип мышления (развиваются память, внимание, восприятие) и слабо развивается продуктивное, творческое мышление, эмоциональная сфера личности, обеспечивающие решение нестандартных задач, сложных профессиональных проблем. Невнимание к воспитательному потенциалу процесса обучения затрудняет решение проблем личностного, социального и профессионального становления студента. Воспитывающими и развивающими возможностями обладает не только содержание обучения (система общечеловеческих и профессиональных ценностей, способы эвристической деятельности), но и сама организация учебного процесса (обеспечивает ли он самостоятельный поиск, активную исследовательскую деятельность, субъектную позицию студентов, создает ли личностно утверждающие ситуации, ситуации взаимопомощи, сотрудничества в решении учебных проблем и т.д.). Наконец, решающую роль в реализации данной взаимосвязи принадлежит педагогу: его педагогическому мастерству, личностному творческому потенциалу, его взглядам и убеждениям, отношению к жизни, к своему труду и к личности студента, характеру общения с учащимися, внешнему виду и поведенческой выразительности.

В зависимости от вида и характера совместной деятельности выделяют различные типы обучения. Традиционный или репродуктивный тип обучения - построен на трансляции и воспроизведении учащимися необходимых для решения новых задач знаний и способов деятельности. При этом не учитывается, имеется ли у обучающихся потребность в их усвоении. В результате социальный опыт усваивается частично (в основном знания и стереотипные способы деятельности), не осваивается опыт творческой деятельности и ценностных отношений, т.е. недостаточно решаются развивающие и воспитательные задачи обучения, невысока мотивация и личностный смысл приобретаемых знаний.

Современный инновационный, продуктивный тип обучения - основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности учащихся, направленной на решение ими конкретных познавательных, жизненно и профессионально важных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности, ценностей и смыслов.

Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, представляет собой дидактическую систему, обладающую определенной структурой и наличием взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов. Единство и взаимосвязь данных компонентов, целостность процесса обучения является его объективной закономерностью.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru