Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования

Страница 2

Рассматривая обучение как специфическую форму социальных взаимодействий, Л.С. Выготский утверждал, что «всякая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды, в двух планах: сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Таким образом, характер совместной деятельности, способы разрешения противоречий становятся важнейшим условием развития учащихся и продвижения их вперед. Необходимо отчетливо видеть, что в процессе ее осуществляется социальное взаимодействие, создающее ситуации развития и становления личности обучающегося за счет создания общности смыслов, ценностей, способов достижения результатов в процессе общения, обмена информацией, способами деятельности, ценностями. В системе социальных отношений и взаимодействий происходит преобразование человеком самого себя. Итак, по своей сути процесс обучения порождает не только интеллектуальные изменения, но и личностные новообразования. Взаимосвязь между обучением, развитием и воспитанием будущего профессионала выступает как объективная закономерность процесса обучения. Но характер воспитания и развития может быть разным в зависимости от типа обучения, особенностей личностных воздействий и взаимодействий педагога с учащимися: позитивным и негативным, частично развивающим и интенсивно развивающим.

Недооценка развивающих возможностей процесса обучения, ориентация преподавателя лишь на усвоение студентами знаний и способов стереотипной деятельности ведет к тому, что у студентов формируется в основном репродуктивный тип мышления (развиваются память, внимание, восприятие) и слабо развивается продуктивное, творческое мышление, эмоциональная сфера личности, обеспечивающие решение нестандартных задач, сложных профессиональных проблем. Невнимание к воспитательному потенциалу процесса обучения затрудняет решение проблем личностного, социального и профессионального становления студента. Воспитывающими и развивающими возможностями обладает не только содержание обучения (система общечеловеческих и профессиональных ценностей, способы эвристической деятельности), но и сама организация учебного процесса (обеспечивает ли он самостоятельный поиск, активную исследовательскую деятельность, субъектную позицию студентов, создает ли личностно утверждающие ситуации, ситуации взаимопомощи, сотрудничества в решении учебных проблем и т.д.). Наконец, решающую роль в реализации данной взаимосвязи принадлежит педагогу: его педагогическому мастерству, личностному творческому потенциалу, его взглядам и убеждениям, отношению к жизни, к своему труду и к личности студента, характеру общения с учащимися, внешнему виду и поведенческой выразительности.

В зависимости от вида и характера совместной деятельности выделяют различные типы обучения. Традиционный или репродуктивный тип обучения - построен на трансляции и воспроизведении учащимися необходимых для решения новых задач знаний и способов деятельности. При этом не учитывается, имеется ли у обучающихся потребность в их усвоении. В результате социальный опыт усваивается частично (в основном знания и стереотипные способы деятельности), не осваивается опыт творческой деятельности и ценностных отношений, т.е. недостаточно решаются развивающие и воспитательные задачи обучения, невысока мотивация и личностный смысл приобретаемых знаний.

Современный инновационный, продуктивный тип обучения - основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности учащихся, направленной на решение ими конкретных познавательных, жизненно и профессионально важных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности, ценностей и смыслов.

Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, представляет собой дидактическую систему, обладающую определенной структурой и наличием взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов. Единство и взаимосвязь данных компонентов, целостность процесса обучения является его объективной закономерностью.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...

Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...

Возможность и целесообразность ознакомления детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru