Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Использование игр и игровых упражнений при формировании у детей представлений о множестве » Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

Полученные детьми знания необходимо закрепить на следующих занятиях. С детьми надо провести три-четыре занятия, все время, меняя материал. В результате дети начинают относительно свободно пользоваться новыми словами, рассказывают, как они сами составляли «много».

На следующих занятиях детей учат находить множества в окружающей обстановке и предметы, имеющиеся в единственном числе.

Работу начинают с упражнения в раскладывании указанного количества предметов (1, много) на 2 полосках разного цвета. Полоски размещаются слева и справа или вверху и внизу. Даются задания, например: «Слева, на красную полоску положить один грибок, а справа, на синюю полоску – много грибков» меняя местами полоски или меняя указания о количестве предметов, которые надо поместить на каждую из них, педагог учит детей связывать количество предметов сначала с цветом полосок, а позднее – с их пространственным расположением. Такой работе отводится 2-3 занятия. После выполнения детьми задания педагог просит их назвать, сколько игрушек у них на каждой из полосок, помогает вспомогательными вопросами. На втором таком занятии их учат указывать на местоположение полосок.

Далее проводятся занятия, на которых дети по поучению воспитателя находят на столе и приносят 1 или много каких-либо игрушек. Одни и те же игрушки необходимо представить и в единственном числе, и группой. В начале занятия педагог рассматривает с детьми, какие игрушки стоят на каждом столе, и обращает их внимание на то, много их или одна. Воспитатель учитывает уровень развития малышей и дает им поручения разной степени сложности.

Дальнейшее усложнение условий выполнения заданий состоит в том, что на один и тот же стол ставят 1 какую-либо игрушку и много других игрушек, например одну елочку и много грибков. Детям одновременно надо найти 1 и много. Они теперь не приносят игрушки, а подходят к столу и рассказывают, что на нем нашли. Позднее дети находят игрушки по указанию педагога. На этих занятиях ведется тщательная работа над речью детей. Они учатся пользоваться словами много и один. Согласовывать числительное один (одна, одно) в роде, числе и падеже с существительным.

Расширяется площадь поисков. Группы игрушек и отдельные игрушки располагаются на разных предметах. Воспитатель указывает детям на предметы, на которых расположены игрушки: «Посмотрите, каких игрушек много и какая только 1 на ковре». В группы могут включаться предметы, которые наряду с общими для всех их признаками имеют и признаки различия. Когда дети найдут группу и назовут признак общий для всех ее предметов, педагог ставит вопросы об их цвете (размере). Он помогает малышам выделить части группы: «На ковре много кирпичиков. Из кирпичиков можно построить дорожку, заборчик, домик. Часть кирпичиков красного, а часть – синего цвета». В результате таких упражнений детям становится доступным нахождение совокупностей предметов и единичных предметов в естественных условиях окружающей обстановки.

Умение выделять качественные признаки предметов позволяет перейти к анализу количественных отношений между ними. У детей появляется способность абстрагировать количественную сторону от многочисленных свойств предметов. Начинается второй этап работы по формированию количественных представлений.

До обучения детей счету с помощью числительных следует учить их приемам взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого – приемам наложения одного множества на другое, а затем приемам приложения одного множества к другому.

Наиболее простым является прием наложения. Элементы множества в таких случаях необходимо располагать в ряд. Накладывать предметы на рисунки следует правой рукой слева направо по порядку, один предмет за другим. Воспитатель показывает на доске, как нужно накладывать предметы: с какой стороны следует начинать, затем предлагает детям показать пальчиком направление движения руки слева направо.

Детям раздаются карточки с нарисованными на них в ряд предметами, на одной из карточек имеются, например, два гриба, на другой — три. Кроме того, каждому ребенку дается коробка с грибками (предметами), причем количество их больше, чем нарисовано на карточке. До начала работы воспитательница показывает и рассказывает, как следует накладывать грибки. Количество грибков на карточке меняется: разложив грибки на первой карточке, дети переходят к следующей (с тремя грибками) и т. д. В дальнейшем количество грибков может быть увеличено до пяти, поскольку множество еще не выражается числом. Важно, чтобы дети почувствовали, что множества бывают различными по численности, еще не считая их. У них должен сформироваться интерес к способу различения этих множеств, т. е. к счету.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...

Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, н ...

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru