Отметка в семейной жизни школьника

Образование и воспитание » Роль оценки и отметки в обучении » Отметка в семейной жизни школьника

Педагогическая отметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляется в семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не так легко. Подлинная ее задача заключается в том, чтобы потребовать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учебной работе. Отметки детей во многом определяют не только взаимоотношения в семье, но и самочувствие родителей на работе, в том общественном кругу, с которым они находятся в постоянном общении.

По отметкам родители судят не только об отношении ребенка к учению, но и о нем самом: стал ли заниматься усерднее или совсем забросил уроки; стал ли добрее, отзывчивее или ведет себя по хамски. Когда ребенок получает отметку ниже «пятерки», взрослый чувствует, что ребенок чего-то не знает, что-то не умеет, не может и что ему надо помочь. Но в чем и как, он не в силах разгадать, так как в отметке все это затемнено. Поэтому формы помощи ребенку порой оказываются крайне противоречивыми и недейственными.

Если общение с окружающими, привязанность к ним не являлись сильнейшей потребность, возникшей с детства, то всякие изменения в отношениях не имели бы значение для ребенка, не влияли бы на его психологическое состояние. Однако такая потребность, зафиксированная в привязанностях, во многом определяет поведение ребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у ребенка болезненные переживания. Так как ребенок по ряду причин не всегда может сохранить доброе отношение к себе близких из-за неудач в учении, он часто ищет другие пути предотвращения ожидаемых осложнений в семье. Перечислим некоторые из них: добывать желаемую отметку (например, с помощью списывания), сотворять желаемую отметку (например, путем самовольного занесения ее в дневник и классный журнал), скрывать получение плохой отметки, предупреждать выставление низкой отметки (например, путем заблаговременного осведомления учителя о мнимой болезни матери). Пропускать уроки, опаздывать не урок, а дома говорить, что сегодня ничего нового не было. Безнравственность таких действий очевидна. Если вначале он боялся последствий получения не желаемой отметки и поэтому он лгал, то теперь он справедливо опасается более тяжелого наказания, так как его вина возросла.

И ребенок, стремясь сохранить созданное им мнимое благополучие, прибегает к новым уловкам и ухищрениям.

Также отметим и другие последствия отметки на положение ребенка в семье: так, увидев, что отметка приобретает особую значимость для родителей, школьник может диктовать свои условия, который должны быть удовлетворены как плата за хорошие отметки.

Таким образом, отметка, призвана сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащихся, в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения. Отметка затрагивает сознание и чувства ученика. Ребенок, вначале стремившийся к отметка в надежде иметь дело только с наивысшими из них, на своем опыте скоро убеждается, как они усложняют и определяют его жизнь. Так отметка превращается в средство общественного давления на учащихся.

Отметка – единственный формальный отражатель результатов учебной деятельности школьников. Следовательно, отметка становится регулятором социальных отношений в жизни школьника и регулятором его учебной деятельности.

Статьи по педагогике:

История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...

Классификация моделей и инструменты моделирования
Каждая модель создается для конкретной цели и, следовательно, уникальна. Однако наличие общих черт позволяет сгруппировать все их многообразие в отдельные классы, что облегчает их разработку и изучение. В теории рассматривается много признаков классификации и их количество не установилось. Тем не м ...

Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru