Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова

Страница 2

Позиционная мена согласных связана с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

Слог как основная звуковая единица русского языка строится по закону восходящей звучности: в пределах слога звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности. Наиболее звучными являются гласные, затем в порядке уменьшающейся звучности следуют сонорные согласные, наконец, шумные согласные. Отсюда возможны такие случаи расположения сочетаний согласных при слогоразделе:

Сочетание шумных согласных между гласными отходит к последующему слогу (про-стой);

Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу (до-бро);

Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания (пар-та);

Сочетание звука [j] с шумным или сонорным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания (лей-ка);

Сочетание сонорных согласных между гласными отходит к последующему слогу (ко-рма).

Слогораздел связан и с морфологическим строением слова: он зависит от стыка морфем и характера этого стыка, то есть, приходится ли слогораздел на стык приставки и корня, корня и суффикса.

Звуки речи изучает еще и фонология, но в отличие от фонетики, она рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме. Фонема – это кратчайшая звуковая единица языка, обладающая способностью различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

В зависимости от положения фонемы по отношению к другой фонеме, к ударению или месту в слове различаются сильные и слабые позиции фонемы. Сильная позиция способствует выполнению фонемой ее дифференцирующих функций, в ней различается наибольшее количество звуковых единиц. Позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих функций, является слабой, в ней различается меньшее, чем в сильной позиции, количество звуковых единиц.

Выделяются сильные и слабые фонемы. Сильная фонема – это фонема в сильной позиции, она обладает максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Слабая фонема – это фонема в слабой позиции, она обладает меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда. Различительный признак – это признак, который можно в данной позиции заменить другим, оставив остальные признаки неизменными.

По вопросу о сущности фонемы среди исследователей нет единства взглядов. В советском языкознании выделились два основных направления: одно при определении понятия фонемы исходит из словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы; другое (московская фонологическая школа) исходным моментом во взглядах на фонему считает морфему – тождество морфемы определяет собой границы и объем понятия фонемы, и звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. [40]

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru