Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности

Страница 3

Важнее поставить ребёнку в пример не столько преуспевающего в учении товарища, сколько свои же, пока отдельные, достижения. Такая стратегия в наибольшей степени соответствовала бы обобщенному опыту В.А. Сухомлинского о приобщении ребёнка к радости познания окружающего мира, гуманистической педагогике Я. Корчака, призывающего к развитию в ребёнке «самовоспитывающей» активности.

Поскольку учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, то связанные с ним успехи и неудачи школьников, выраженные отметками, приобретают социальную функцию и влияют на их отношения и школьную жизнь. Дети приучаются смотреть друг на друга сквозь призму отметок. «Такая тенденция отметок – предъявлять личность школьника в целом, а не быть лишь показателем приобретённых знаний – и придаёт им силу регулятора отношений и общений в школьном коллективе». Отметка «затрагивает сознание и чувство ученика». Воздействуя на ребёнка, таким образом, отметка не развивает чувство товарищества, чувство собственного достоинства и ответственности, не воспитывает выдержку и самообладание, не пробуждает гордость и стыд, не формирует нравственную личность.

В отметках выражается сущность социальных отношений школьника. В начале дети не оперируют словами «хороший ученик», «плохой ученик», «слабый», «лентяй», не вычленяют себя из коллектива и не вооружаются против него, чувствуя себя «отличником» или «двоечником». В 1-2 классе дети связывают отметку со своим прилежанием, а не с результатом учебной деятельности, отметки в их сознании пока не приобретают самостоятельного значения, и они не «гонятся» за отметками. С 3-го класса у школьников появляется тенденция учиться ради отметок. Слабые ученики, усердно работая, но, получая отрицательные баллы, посещают школу не для занятий, а просто «отсиживать» положенное время, появляется неверие в свои силы, отвращение к учёбе, у многих развивается комплекс неполноценности.

Подлинная задача отметки заключается в том, чтобы потребовать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учебной работе. Родители вкладывают в содержание совершенно иной смысл в отметку, чем учитель. «Пятёрки» укрепляют уверенность взрослых в том, что их ребёнок умный, одарённый, талантливый, активный, а значит, его любят в школе. В «тройках» видят явную неспособность ребёнка добиться большего или невнимание к нему учителя, это расценивается как результат недоброжелательности, несправедливости педагога. «Двойки» как результат «злонамеренности» учителя, или полного отсутствия чувства долга у ребёнка, или его лени, халатности, неспособности. Каждая очередная «2» ухудшает взаимоотношения ребёнка с членами семьи. По отметкам родители судят не только об отношении ребёнка к учению, но и о нём самом. Если ребёнок получил отметку ниже ожидаемой, то родители понимают, что ему нужна помощь, но чем и как помочь, они не в силах разгадать, т.к. в отметке это всё затемнено. Поэтому формы помощи часто оказываются крайне противоречивыми и не действенными.

Учебная деятельность начинающего школьника всё больше и больше детерминируется требованиями окружающих – учителя, родителей, классного коллектива и другими общественными кругами. Отметкой, как показателем выполнения учеником своего общественного долга, начинают интересоваться близкие ребёнку люди. Близкая социальная среда оценивает уже личность ребёнка, а не его конкретные знания, предъявляя ему свои требования, диктуя условия общения.

Оценка личности школьника социальной средой, осуществляемая в основном на базе полученных им отметок, глубоко затрагивает его душу. В связи с этим учебная деятельность меняет свою психологическую структуру, направленность, значимое место в ней начинают принимать внешние побудители взамен внутренних. Отметка превращается в стимул учения, средство внешнего давления на учеников. Каждый из учеников стремится получить отметку выше из чувства самоутверждения и тем более хочет избежать порицания, отрицательного балла, унижающего человеческое достоинство. Стремление учеников показать себя с лучшей стороны является причиной нечестных способов получения высоких баллов. До тех пор, пока отметка будет характеризовать личность, её аморальное зарабатывание изжить невозможно.

Таким образом, отметка, призванная условно выражать уровень ЗУНов учащегося, в действительности превращается в характеристику личности ребёнка в целом, влияя на все сферы его жизни. Ш.А. Амонашвили пишет: «Осознав влияние отметки на отношения к ним окружающих и не справляясь с возникшими трудностями в учении, дети готовы в вынужденной ситуации пользоваться недозволенными путями для управления этими отношениями».

К.Д. Ушинский рассматривает пагубное влияние отметок с трёх позиций: на преподавание наук учащимся, на успехи учащегося и на нравственное развитие учащегося. Считал баллы пагубным влиянием «на правила чести, на общественное положение» воспитанников. Указывает, что ложь и недобросовестность развиты при этом в высшей степени, чтобы провести учителя, «отделаться от докучного урока», получить «даром» хорошую отметку, и при этом ученик хвастается перед одноклассниками тем, как он обманул учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...

Правила цитирования
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу ...

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в физиологии
Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru