Клинико-психологическая характеристика детей с РДА

Страница 4

Таблица 1 Симптомы раннего детского аутизма

Виды нарушения развития при РДА

Что происходит с ребенком

1. Нарушение развития социальных навыков

игнорируют существование и чувства окружающих их людей - даже своих родителей;

не пытаются найти в других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;

не способны подражать, или же имитируют действия других людей механически, без всякой связи с ситуацией;

не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.

2. Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации

отсутствие коммуникации через жесты и мимику; часто отсутствие речи;

явно ненормальное неречевое общение: избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями;

речь фонетически ненормальна (ритм, интонация и т.д.); монотонность речи или высокий тон;

речь ненормальная по форме и содержанию: идиосинкразия в использовании слов и фраз, механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации;

неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.

3.

Нарушения в развитии игры и воображения;

ограниченный круг интересов и действий

ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд;

предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически;

обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;

проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.)

настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.);

тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предает в руках;

ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);

настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность;

проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке.

Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией, отмечает В.В. Ковалёв. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития. По данным многих авторов (Каган В. Е., Каннер Л.И др.) основная часть РДА с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием возможно становление шизоидной психопатии. Именно поэтому в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru