Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью.

В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием.

Нервная система. Границы младшего школьного возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Эти особенности описаны в учебнике И.В. Дубровиной.

Костная и мышечная система. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет. В учебном пособии Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова приводятся описания особенностей костной и мышечной системы.

Сердечно-сосудистая система. Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых, однако, снабжение кровью тканей тела происходит почти в два раза быстрее. Этим обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 7 - 11 лет колеблется между 84 и 90 ударами в минуту. Процесс развития сердца еще не завершен, чем объясняются резкие колебания частоты пульса под влиянием незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам

Дыхательная система. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно высокой частотой - от 20 до 22 раз в минуту.

Обмен веществ становится активнее, так как продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Детей данного возраста необходимо кормить 4 - 5 раз в сутки.

В этот период совершенствуются естественные движения, они становятся все более координированы. Однако, развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому дети 7 - 11 летнего возраста быстро утомляются, следовательно, деятельность, выполняемая детьми, должна быть разнообразна по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также чередоваться с краткосрочным отдыхом, тогда дети не будут утомляться.

Статьи по педагогике:

Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии
Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины. Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым год ...

Итенсивность труда на фоне экономики
Установлено, что решающим фактом повышения производительности общественного труда является технический прогресс. В тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая недооценка роли живого тру ...

Систематичность и системность знаний
Говоря о глубине знаний, мы уже употребляли слово «систематизация». Это понятно, так как осознание связей служит предпосылкой систематичности знаний. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, то есть осознанием одних з ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru