Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью.
В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием.
Нервная система. Границы младшего школьного возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Эти особенности описаны в учебнике И.В. Дубровиной.
Костная и мышечная система. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет. В учебном пособии Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова приводятся описания особенностей костной и мышечной системы.
Сердечно-сосудистая система. Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых, однако, снабжение кровью тканей тела происходит почти в два раза быстрее. Этим обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 7 - 11 лет колеблется между 84 и 90 ударами в минуту. Процесс развития сердца еще не завершен, чем объясняются резкие колебания частоты пульса под влиянием незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам
Дыхательная система. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно высокой частотой - от 20 до 22 раз в минуту.
Обмен веществ становится активнее, так как продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Детей данного возраста необходимо кормить 4 - 5 раз в сутки.
В этот период совершенствуются естественные движения, они становятся все более координированы. Однако, развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому дети 7 - 11 летнего возраста быстро утомляются, следовательно, деятельность, выполняемая детьми, должна быть разнообразна по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также чередоваться с краткосрочным отдыхом, тогда дети не будут утомляться.
Статьи по педагогике:
История использования музыкальных средств в обучении
и воспитании детей с нарушениями слуха
При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание. Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились исполь ...
Анализ методической литературы
В методических пособиях, программах, изучение раздела «культура Средневековой Европы» проводится в контексте изучения культур других стран. Культура Запада рассматривается в составе Византийской культуры, культуры древней Руси, средневековой культуры Восточных стран. В некоторых программах, изучени ...
Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...