Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью.

В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием.

Нервная система. Границы младшего школьного возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Эти особенности описаны в учебнике И.В. Дубровиной.

Костная и мышечная система. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет. В учебном пособии Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова приводятся описания особенностей костной и мышечной системы.

Сердечно-сосудистая система. Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых, однако, снабжение кровью тканей тела происходит почти в два раза быстрее. Этим обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 7 - 11 лет колеблется между 84 и 90 ударами в минуту. Процесс развития сердца еще не завершен, чем объясняются резкие колебания частоты пульса под влиянием незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам

Дыхательная система. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно высокой частотой - от 20 до 22 раз в минуту.

Обмен веществ становится активнее, так как продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Детей данного возраста необходимо кормить 4 - 5 раз в сутки.

В этот период совершенствуются естественные движения, они становятся все более координированы. Однако, развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому дети 7 - 11 летнего возраста быстро утомляются, следовательно, деятельность, выполняемая детьми, должна быть разнообразна по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также чередоваться с краткосрочным отдыхом, тогда дети не будут утомляться.

Статьи по педагогике:

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Личность и развитие человеческой индивидуальности
Проблема развития человеческого индивида имеет самое прямое отношение к практическим задачам воспитания и обучения. Индивид — это человек как представитель человеческого рода вообще или как член того или иного коллектива. Для раскрытия же внутреннего содержания индивида служат понятия «организм» и ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru