- внешнем (осуществляется учителем над деятельностью учащихся)
его целью является установление полноты и характера выполнения учащимися заданий учителя, установление соответствия достигнутого учащимися уровня овладения изучаемыми понятиями принятым нормам или образцам, выявление пробелов и недостатков в их знаниях и умениях, обучение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование у них потребности и привычки к самоконтролю;
-взаимном
(осуществляется учениками между собой над их учебной деятельностью);
-самоконтроль
(осуществляется учеником над своей самостоятельной деятельностью).
Понятно, что всякий контроль предполагает сопоставление, сравнение выполняемой деятельности с какими-то образцами или представлениями о ней. В связи с этим можно выделить следующие виды контроля.
1.Контроль по конечному результату.
Таким контролем является сверка полученного решения, результата с готовым образцом или с другим способом решения. В данном случае принимается во внимание в основном именно результат деятельности, а не ее ход или состав.
2.Пошаговый контроль.
Из названия уже понятно, что данный вид контроля предполагает более добросовестную работу над заданием, так как здесь ученик задумывается не только над тем, почему его ответ не верен, а идет постепенно по каждому шагу и разбирает его. А это очень важно, поскольку всякий контроль, кроме прямого эффекта (установление степени соответствия выполняемого действия образцу или представлению о нем), имеет еще и побочный обучающий эффект (в процессе контроля ученик осознает сущность, характер своей деятельности и применяемые при этом методы и приемы, что способствует более сознательному их усвоению).
3. Контроль по известным условиям или параметрам деятельности.
Примером такого контроля является контроль по какому-либо качественному параметру деятельности, например, по наличию в нем полной ориентировочной основы, по обобщенности, обоснованности, осознанности (например, в случае самоконтроля таким параметром является степень достижения поставленной учебной задачи, цели).
Далее, результаты контроля выражаются в оценке, которая в зависимости от типа контроля может быть внешней (оценка учителя, товарища, родителя и т.д.) или самооценкой. В чем же сущность оценки? Несомненно, любое действие ученика, любой его ответ должен быть оценен. И оценка не обязательно должна быть внешней. Важно, чтобы ребенок сам имел привычку производить самооценку своих действий. А внешняя оценка должна помочь ему выработать такую привычку, научить правильно оценивать свои действия. Поэтому, если учитель ставит ученику отметку за любой ответ, даже самый незначительный, то этим отбивает у него способность самооценки.
Кроме того, психологи выделяют следующие особенности оценки:
всякая оценка выражает степень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий. А это значит, что необходима шкала этих соответствий, которая может быть бинарной («сделал – не сделал») или балльной (например, современная пятизначная система оценок, где отметка выступает как внешнее выражение оценки).
всякая оценка складывается под влиянием объективного (фактический результат проверки учебных действий ученика) и субъективного (отношение оценивающего к субъекту, деятельность которого оценивается; а так же цель самого оценивания) факторов.
- при оценивании учебных действий ученика происходит их сравнение с одним из следующих действий: а) с прошлыми действиями его самого; б) с аналогичными действиями одноклассников; в) с установленной нормой (образцом) этих действий.
Таким образом, можно назвать соответственно три способа оценивания: личностный, сопоставительный и нормативный. Какой же из этих подходов рекомендуется использовать? Разберем все три.
При разном способе оценивания оценка работы ученика будет, несомненно, различной, но она каждый раз может быть вполне объективной, соответствующей действительному положению дел. Значит, объективность оценки понимается как использование лишь нормативного способа оценивания. Однако такой подход к проблеме оценивания нельзя считать верным. Кроме того, учитель главным образом должен беспокоиться о продвижении каждого ученика в его развитии, в овладении общими способами действий, в формировании у него учебной самодеятельности. Значит, в текущей учебной работе учитель должен использовать главным образом личностный способ оценивания. Нормативный способ можно и нужно использовать на экзаменах, при подведении итогов учебного года, при установлении уровня овладения учащимися пройденным учебным материалом. Сопоставительный способ оценивания не должен использоваться учителем в плане сравнения успехов одного ученика с успехами других. Вместе с тем, следует похвалить ученика в случае улучшения качества его работы, или же указать ему на понижение уровня выполняемых заданий.
Как было сказано выше, в процессе обучения необходимо уделять особое внимание качеству знаний школьников, поэтому в следующем пункте этой главы мы обратимся к вопросу о том, какие же качества образуют систему знаний.
Статьи по педагогике:
Роль речи в психическом развитии ребенка
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...
Особенности социального развития подростков
Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт об ...
Отметка в социальной жизни школьника
Как известно, средний возраст ребенка, идущего в первый класс – 6-7 лет. Обычно в школе детей делят на группы по 20-30 человек, каждая из которых становится классом. В процессе учебно-воспитательной работы класс постепенно превращается в первичный детский коллектив, со своими интересами, целями и п ...