Воспитание и образование при Петре I

К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленности, введение новых форм производства, реорганизация администрации, упорядочение государственных дел, создание самой мощной в Европе армии требовали более высокого уровня образования и развития науки. Поэтому Петром I одновременно были проведены реформы и в области просвещения. Особенность этих реформ в том, что они носили разносторонний характер: создавали условия для получения массового образования, специального и профессионального обучения и подготовки научных кадров.

Реформы Петра I косвенно помогли образованию женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» - обходительности в обращении. Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Среди указов Петра I один касался вопросов обучения женщин. В этом указе (1724 г.) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам.

Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, среди которых нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию за наживой.

Как правило, пансионы предназначались для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем.

И все же, несмотря на открытие отдельных частных пансионов, образование женщин во второй половине XVIII века оставалось преимущественно домашним, считалось делом семьи, заботой родителей, нередко вынужденных пользоваться услугами невежественных иностранцев. Указ 1755 года, запрещавший иностранцам, не выдержавшим специальный экзамен, обучать детей, остался на бумаге.

Усиление в стране просветительного движения и распространение прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и, в частности, на женское образование. В своих проектах И.И. Бецкой вынужден был поставить вопрос о женском образовании, хотя и был убежден, что женщина предназначена для семейной жизни. Идея формирования «новой породы людей» привела к учреждению особых учебных заведений для женщин.

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».

Статьи по педагогике:

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Функциональное состояние как биологическая основа проявления личности и поведения
Оценка взаимосвязи генотипа и его фенотипического проявления всегда остается одной из фундаментальных проблем науки. В отношении характера считается, что именно биологические процессы определяют его. Генотип играет более важную роль в формировании соответствующего ему поведения, чем окружающая сред ...

Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие
Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru