Свернутость мышления. Свернутость, сокращенность рассуждений и системы соответствующих действий в процессе математической деятельности является, как отмечает В.А. Крутецкий, специфичной для способных к математике учащихся в основном старшего школьного возраста.
Гибкость мыслительного процесса. Развитие гибкости мышления идет по пути все более полного освобождения от сковывающего влияния предшествующего хода мысли. У более способных к математике подростков перестройка сложившихся способов мышления совершается быстро и безболезненно. Они уже по собственной инициативе находят различные пути решения задач.
Стремление к экономии собственных усилий, рациональности («изяществу» решения). Тенденция к оценке ряда возможных способов решения и выбору из них наиболее ясного, простого и экономного, наиболее рационального решения начинает заметно проявляться в среднем школьном возрасте. Если для учеников со средними способностями цель заключается в том, чтобы решить задачу, то для способных к математике она заключается в том, чтобы решить задачу наилучшим, наиболее экономным способом. Хотя подросткам и не всегда удается найти наиболее рациональное решение задачи, в большинстве случаев они выбирают путь, который быстрее приводит к цели.
Математическая память. Память способных к математике подростков по-разному проявляется по отношению к различным элементам математических систем (задач). Она носит обобщенный и срочный характер. Быстро запоминаются и прочно сохраняются типы задач и обобщенные их решения, схемы рассуждений, доказательств. Конкретные данные запоминаются хорошо, но в основном лишь на срок решения задачи, после чего быстро забываются. Лишние, ненужные данные запоминаются плохо. Запоминается не вся математическая информация, а преимущественно та, которая «очищена» от конкретных значений.
Рассмотрев психологические основы контроля знаний, и уделив внимание психофизиологическим особенностям учащихся среднего школьного возраста, обратимся к методическим особенностям осуществления контроля в процессе обучения математике.
Статьи по педагогике:
Понятие и задачи сюжетно-ролевой игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...
Исследование уровня физической
подготовленности школьников 10-11 лет
В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий с детьми 10-11 лет (4 класс) нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготов ...
Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...