Свернутость мышления. Свернутость, сокращенность рассуждений и системы соответствующих действий в процессе математической деятельности является, как отмечает В.А. Крутецкий, специфичной для способных к математике учащихся в основном старшего школьного возраста.
Гибкость мыслительного процесса. Развитие гибкости мышления идет по пути все более полного освобождения от сковывающего влияния предшествующего хода мысли. У более способных к математике подростков перестройка сложившихся способов мышления совершается быстро и безболезненно. Они уже по собственной инициативе находят различные пути решения задач.
Стремление к экономии собственных усилий, рациональности («изяществу» решения). Тенденция к оценке ряда возможных способов решения и выбору из них наиболее ясного, простого и экономного, наиболее рационального решения начинает заметно проявляться в среднем школьном возрасте. Если для учеников со средними способностями цель заключается в том, чтобы решить задачу, то для способных к математике она заключается в том, чтобы решить задачу наилучшим, наиболее экономным способом. Хотя подросткам и не всегда удается найти наиболее рациональное решение задачи, в большинстве случаев они выбирают путь, который быстрее приводит к цели.
Математическая память. Память способных к математике подростков по-разному проявляется по отношению к различным элементам математических систем (задач). Она носит обобщенный и срочный характер. Быстро запоминаются и прочно сохраняются типы задач и обобщенные их решения, схемы рассуждений, доказательств. Конкретные данные запоминаются хорошо, но в основном лишь на срок решения задачи, после чего быстро забываются. Лишние, ненужные данные запоминаются плохо. Запоминается не вся математическая информация, а преимущественно та, которая «очищена» от конкретных значений.
Рассмотрев психологические основы контроля знаний, и уделив внимание психофизиологическим особенностям учащихся среднего школьного возраста, обратимся к методическим особенностям осуществления контроля в процессе обучения математике.
Статьи по педагогике:
Исследование звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...
Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...
Золотые фигуры
Отрезки золотой пропорции выражаются иррациональной бесконечной дробью 0,618 ., если с принять за единицу. а = 0,382…как мы уже знаем числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Построение золотого прямоуголь ...