Ранний юношеский возраст – время для осуществления профессионального выбора и подготовки к будущей профессии, перехода к профессиональному обучению. На этом этапе завершается созревание и формирование личности, когда наиболее полно проявляется ценностная ориентация деятельности школьника.
А. В. Мудрику считает, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе.
Исходя из проведенного теоретического анализа психолого-педагогических подходов к определению ведущих социальных ролей подростков, можно определить содержание социальной компетентности, которое имеет три направления развития по каждому компоненту социальной компетентности: «Личность», «Гражданин», «Профессионал».
Содержание социальной компетентности включает в себя:
По направлению развития «Личность»:
– понятийно-сущностный компонент – знания ролевых требований и ожиданий, предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм в сферах и областях социального взаимодействия; знания и представления человека о себе (о своих возможностях, интересах, способностях), восприятие себя как социального субъекта и как личности;
– практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия;
– мотивационно-мировоззренческий компонент – сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения, успешные установки социального взаимодействия, основанная на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
– концептуальный компонент – наличие таких качеств как креативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, ответственность, нацеленность на успех.
По направлению развития «Гражданин»:
– понятийно-сущностный компонент – знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе;
– практико-деятельностный компонент (система социально-коммуникативных умений) – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;
– мотивационно-мировоззренческий компонент (опыт продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятельности) – сформированность мотивации социального поведения в том или ином социальном статусе.
По направлению развития «Профессионал»:
– понятийно-сущностный компонент – знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, содержания трудового договора, рынка труда, требований к ключевым специальностям;
– практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию;
– мотивационно-мировоззренческий компонент – сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).
Важной задачей в процессе формирования социальной компетентности у подростков становится создание необходимых условий, обеспечивающих освоение и принятие учениками общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов социального поведения.
Статьи по педагогике:
Исследование правовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...
Процесс чтения в историческом аспекте
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и педагог ...
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова
Преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подгото ...