Ранний юношеский возраст – время для осуществления профессионального выбора и подготовки к будущей профессии, перехода к профессиональному обучению. На этом этапе завершается созревание и формирование личности, когда наиболее полно проявляется ценностная ориентация деятельности школьника.
А. В. Мудрику считает, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе.
Исходя из проведенного теоретического анализа психолого-педагогических подходов к определению ведущих социальных ролей подростков, можно определить содержание социальной компетентности, которое имеет три направления развития по каждому компоненту социальной компетентности: «Личность», «Гражданин», «Профессионал».
Содержание социальной компетентности включает в себя:
По направлению развития «Личность»:
– понятийно-сущностный компонент – знания ролевых требований и ожиданий, предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм в сферах и областях социального взаимодействия; знания и представления человека о себе (о своих возможностях, интересах, способностях), восприятие себя как социального субъекта и как личности;
– практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия;
– мотивационно-мировоззренческий компонент – сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения, успешные установки социального взаимодействия, основанная на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
– концептуальный компонент – наличие таких качеств как креативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, ответственность, нацеленность на успех.
По направлению развития «Гражданин»:
– понятийно-сущностный компонент – знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе;
– практико-деятельностный компонент (система социально-коммуникативных умений) – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;
– мотивационно-мировоззренческий компонент (опыт продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятельности) – сформированность мотивации социального поведения в том или ином социальном статусе.
По направлению развития «Профессионал»:
– понятийно-сущностный компонент – знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, содержания трудового договора, рынка труда, требований к ключевым специальностям;
– практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию;
– мотивационно-мировоззренческий компонент – сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).
Важной задачей в процессе формирования социальной компетентности у подростков становится создание необходимых условий, обеспечивающих освоение и принятие учениками общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов социального поведения.
Статьи по педагогике:
Методика Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различн ...
Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном
возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...
Роль самооценки в профессиональном самоопределении
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «са ...