Особенности социального развития подростков

Образование и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Особенности социального развития подростков

Страница 3

Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя, подросток создает свое «Я».

Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы.

В условиях профильного обучения старшекурснику предстоит сделать жизненно важный выбор, то есть, принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, связан с дальнейшим путем продолжения образования и будущей профессиональной карьерой и соответственно с выбором образа жизни.

Учащиеся выпускного 9-го класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например «за компанию с товарищами», по совету взрослых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники попадают под влияние СМИ и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняют свой выбор профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Исходя из этого, проецируется ряд педагогических задач направленных на овладение подростками компетентностями, связанными с будущим самоопределением, в частности компетентность осознанного выбора и ответственности за этот выбор.

С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения подростка. Умение владеть собой — важное качество взрослого, зрелого человека. Оно очень ценится подростком. Однако для типичного подростка характерны слабость воли, неорганизованность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели. Для развития воли, следовательно, особую роль приобретает усиление цели. Социально компетентный подросток овладевает сознательным целеполаганием.

Необходимый уровень социальной компетентности подростков в условиях массовой школы достигается посредством формирования:

– комплекса социально-коммуникативных знаний и отношений (понятийно-сущностный компонент);

– системы социально-коммуникативных умений (практико-деятельностный компонент);

– опыта продуктивной социально-коммуникативной деятельности (мотивационно-мировоззренческий компонент);

– личностно-ценностного отношения к совершенствованию социально-коммуникативной компетентности (концептуальный компонент).

Основываясь на том, что содержание любой компетентности, и социальной, в том числе, предполагает ряд сторон (знаниевый, мотивационный, деятельностный) и базируется на информации, коммуникации, интуиции и практике, можно представить следующую структуру социальной компетентности.

С целью определения содержания социальной компетентности необходимо выделить ведущие социальные роли, которые отличают различные социальные отношения подростков. Именно в юношеском возрасте, как показали исследования И. С. Кона, И. Б. Котовой, А. В. Мудрика, С. А. Смирнова, Е. Н. Шиянова и других ученых, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся.

Юность – это период, когда подросток осознает себя ответственным субъектом социальной жизни, готовым и имеющим возможности активно участвовать в трудовой и общественной жизни, умеющим выражать свою гражданскую позицию, понимающим социальные роли мужчины или женщины, матери или отца, имеющим нравственное отношение к любви, семье, браку – в итоге овладевающим социальным опытом и реализующим себя как личность. Как показали исследования И. С. Кона, основной социальной задачей в эти годы выступает определение своего места в жизни, обществе, выбор профессии. Важной жизненной задачей юношей и девушек становится психо-сексуальная ориентация, подготовка к семейно-брачным отношениям, созданию семьи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Возможность и целесообразность ознакомления детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...

Нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит эк ...

Психология и педагогика ранней юности
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru