С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга:
- пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный);
- организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);
- контролируемый и неконтролируемый;
- коллективный и индивидуальный;
- подражательный и творческий;
- опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).
Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности ребенка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
По своей структуре и оформлению одна часть культурно-досуговых программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Этапы подготовки культурно-досуговой программы
I этап подготовки программы. Данный этап включает в себя:
- Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.
- Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.
- Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.
- Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.
- Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения.
II этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.
Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:
1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах.
2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения.
Статьи по педагогике:
Пути преодоления неуспеваемости
По данным различных исследований количество учеников начальных классов, испытывающих затруднения в обучении составляет в последние годы от 7 до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности. Возникает вопрос: ...
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...
Речевое развитие детей 6-7 лет
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических ч ...