С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга:
- пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный);
- организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);
- контролируемый и неконтролируемый;
- коллективный и индивидуальный;
- подражательный и творческий;
- опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).
Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности ребенка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
По своей структуре и оформлению одна часть культурно-досуговых программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Этапы подготовки культурно-досуговой программы
I этап подготовки программы. Данный этап включает в себя:
- Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.
- Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.
- Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.
- Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.
- Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения.
II этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.
Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:
1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах.
2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения.
Статьи по педагогике:
Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...
Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу ...
Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации
об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...